4. Природа и свойства Божии

Наше познание Бога истинно, но аналогично. Но что мы на самом деле знаем о Нем?

Бог есть полнота Бытия

Бог говорит о Себе Самом: Я есмь Сущий (Ягве) (Исх 3,14). Этим именем Он открывает Свое запредельное, трансцендентное бытие, которое беспредельно превосходит наше разумение. Бог сообщает бытие всем творениям и ни от кого не получает его.

Пред лицом величия Бога человек не может не признать свою малость и ничтожество. В священном Писании примеров много: пред лицом святости Божией Моисей закрывает лицо свое (ср. Исх 3,5-6); пред лицом славы Божией Исайя восклицает: Горе мне! Погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Исх 6,5); пред лицом чудес, которые совершает Иисус, св. Петр взывает: Выйди от Меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5,8).

Бесконечное совершенство Бога

Бог есть Истина. С онтологической точки зрения нечто есть истинно, если оно есть. Бог есть полнота Бытия, и поэтому Он есть Истина. Более того, Бог есть Истина, поскольку Его познание бесконечно истинно. Познание Его – источник всей истины. Основание слова Твоего истинно (Пс 119 (118),160). Ты Бог и слова Твои непреложны (2 Цар 7,28). Поэтому обещания Божии всегда исполняются (ср. Втор 7,9).

Бог есть сама Истина, Его слова не могут обмануть. Можно доверять слову Божию, всегда и во всем, ибо слово Его верно и истинно. Начало греху и падению человека положила ложь искусителя, приведшая к сомнению в слове Божием, в Божием благоволении и верности.

Бог есть Благость. В собственном смысле, один Бог благ (Лк 18,19). Он сотворил все сущее по благости Своей. Благость Божия отражается в обилии Его даров.

Бог есть Красота, ибо Он обладает всеми совершенствами, которые в высшей степени гармонично сочетаются. Красота творения – отражение красоты Божией.

Бог есть Любовь (1 Ин 4,8 и 16). Открывая тайну Пресвятой Троицы, Бог говорит нам, что Он не один. Он есть вечное общение любви – Отец, Сын и Дух Святой, – и Он предназначил нас быть участниками этого общения.

Бог есть Отец Всемогущий. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель (2 Кор 6,18).

Опыт зла и страдания может подвергать испытанию нашу веру в Бога Отца Всемогущего. Иногда может показаться, что Бог отсутствует и неспособен помешать злу. Но Бог Отец самым таинственным образом открыл Свое Всемогущество в добровольном уничижении и Воскресении Сына, которыми Он победил зло. Так, Христос распятый есть Божия сила и Божия премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие силнее человеков (1 Кор 1,24-25).

Бог есть Дух (Ин 4,24). Бог абсолютно прост, в том смысле, что в Нем нет различных частей. Разум Его совершенный, непосредственный и всеобъемлющий. Он все знает, все видит. Воля Его проста, блага, справедлива, неизменна, вечна и всесильна.

Бог един. Бесконечное существо не может иметь ни равного Себе, ни высшего Себя. Если есть два Бога, эти два Бога должны чем-то отличаться друг от друга. А если отличаются, значит у одного из них не хватает определенного совершенства, которое есть у другого. Значит он не Бог. Если у Бога есть равное Себе или высшее Себя, значит он не бесконечен, т.е. он не Бог.

Бог един еще в том смысле, что в Нем нет внутреннего разделения. В Боге все совершенства собраны в абсолютном единстве. Его свойства не рядоположены друг c другом, как мы это видим на земле, где разум, например, может существовать без любви. Премудрость Божия мало отличается от Его благости, ибо Бог абсолютно прост.

Бог неизменен: Я – Господь, Я не изменяюсь (Мал 3, 6).У Бога нет изменения и ни тени перемены (Иак 1,17).

Бог вечен: в Нем нет начала, нет конца, нет временнóй последовательности. От века и до века Ты – Бог (Пс 89,2). Вечность исключает не только возможность начала и конца, но и возможность времени «до» и «после». Вечность – постоянное настоящее.

Бог безмерен и вездесущий: Он не подчинен законам пространства, Он присутствует во всем. Он сообщает бытие и действие всем существам. Он ведет всех существ к цели, Им предустановленной. Он не далеко от каждого из нас – ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17,27).

Верить во единого Бога, значит признавать величие и великолепие Его и поклоняться Ему, жить в постоянном благодарении Ему, приступать к Его милосердию, доверять Его бесконечной благости и власти, слушать Его Слово Истины, созерцать отпечаток Его красоты в творениях, жить лицом к вечности, открывать богоприсутствие во всем.

Аналогическое познание Бога

Наше познание Бога истинно, но аналогично: оно исходит из подобия Бога, которое любое творение несет в себе, но обращает внимание на то, что Бог запределен всему сущему, так что между Творцом и творением невозможно отметить сходства столь большого, чтобы разница между ними не была бы еще большей.

В своем «Мистическом Богословии» Дионисий Ареопагит (Vвек) пишет: «Если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не-сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака».

Приписывая Богу совершенства, которые мы находим в существах тварных (утверждение), мы должны отрицать (отрицание) модус нашего понимания этих ограниченных совершенств и утверждать их по отношению к Богу модусом более высоким (возвышение). Получается, например, следующее: Бог справедлив (утверждение); Бог не справедлив (т.е. не как человек справедлив) (отрицание); Бог беспредельно справедлив (возвышение).

Бог бесконечен и безмерен. Ни в каком тварном уме Бог не помещается. Мы не знаем истину о Боге, пока мы не поняли, что Его Бытие беспредельно выше всего, что мы можем о Нем говорить.

Нам нужно смирение: мы не можем измерить Бога нашими человеческими мерками, т.е. мерками нашего ограниченного и часто заблуждающегося разума. Мы не можем понять полноту Его замыслов. Мы понимаем Бога настолько, насколько мы Его любим, ибо Он есть Любовь.