Блеск милосердия: наследие Св. Хосемарии

Слово епископа Хавьера Эчеваррия по случаю 5-й годовщины канонизации Св. Хосемарии

Книги и тексты

Блеск милосердия

Пять лет тому назад, 6 октября 2006 года перед огромной массой людей, представлявших все расы и все уголки мира, Иоанн Павел II провозгласил святым основателя Opus Dei Хосемарию Эскрива. На следующий день в аудиенции на площади Св. Петра, данной прибывшим на канонизацию людям, он охарактеризовал Св. Хосемарию как святого повседневности. Своим определением он передал самую суть вести, которую исповедовал этот верный священник. Наша ежедневная деятельность – семейная жизнь, профессиональная работа, социальные отношения – это путь, ведущий на небеса, если идти по нему, устремив взгляд на Бога и желая помогать ближнему.

Мне посчастливилось (я считаю это подарком Бога) на протяжении четверти века быть прямым свидетелем заботы Св. Хосемарии о том, чтобы помочь многим людям преодолеть раскол между их жизнью в вере и повседневной жизнью. С самого основания Opus Dei 2 октября 1928 года, он учил тому, что все благородные человеческие реалии, поскольку их пожелал Господь и в Воплощении принял Иисус Христос, могут служить дорогой к святости. «Что-то есть божественное и сокровенное в самых простых вещах, и каждый из вас должен открыть это что-то” (Проповедь Всей душой возлюбишь мир. 8 октября 1967 г.). Он распространял эту весть – и с теологическими рассуждениями и как практический совет – для мужчин и женщин самых разных профессий и социального положения, в личных беседах и на многолюдных встречах, как в процитированной мною проповеди, прочитанной перед более чем двадцатью тысячами людей в кампусе Наваррского университета.

Слияние воедино жизни в вере и повседневной жизни – это вопрос любви. Если любовь к Богу служит причиной деятельности христианина, он посчитает вполне естественным начинать, проводить и заканчивать свои занятия с мыслями, обращёнными к Богу. И тогда фабрика, офис, библиотека, лаборатория, семинар, стены собственного дома превращаются в место для диалога между Создателем и его творением, между Отцом, который безумно любит своё дитя, и сыном или дочерью, узнавшими любовь Бога. Предметом молитвы может стать всё. Точно так же, как если кто-то по-настоящему любит своего ближнего, он ощущает необходимость наполнить семейные, социальные и профессиональные отношения бальзамом милосердия.

Это очень своевременная и важная весть в наши дни, в нашу эпоху, страдающую от пустых идеологий и акций, которыми движут эгоистический интерес или жажда власти. Христианское милосердие никогда не бывает чем-то инструментальным и преследующим иные цели. Настоящая любовь бескорыстна. Действительное милосердие в обычной жизни, говорит Св. Хосемария, требует «иметь большое сердце, чувствовать заботы окружающих, уметь понимать и прощать, и жертвовать собой со Христом» (Христос проходит рядом, N 158).

Как напомнил Бенедикт XVI в своей первой энциклике, милосердие – фундаментальный выбор в жизни христианина. В 5-ю годовщину канонизации Св. Хосемарии Эскрива, я обращаюсь сердцем и мыслями ко множеству членов и помощников прелатуры Opus Dei, которые вместе со своими друзьями и коллегами в разных странах по всему миру посвящают жизнь социальным проектам, имеющим глубокие христианские корни. Тем самым они идут по стезе того великодушия, которое проявлял Св. Хосемария, поощряя множество дел евангелизации и человеческого развития на пользу самым бедным, как сказал Иоанн Павел II в своём обращении на следующий день после канонизации. Некоторые из проектов возникли именно затем, чтобы отметить это событие в жизни Церкви таким способом, который бы понравился Св. Хосемарии. Примерами могут служить центр паллиативного лечения Laguna в Мадриде и программа Harambee по развитию образования в странах Центральной и Южной Африки. Пять лет спустя эти проекты ежедневно приносят всё более замечательные плоды и тем, кто их проводит, и тем, кому они предназначены.

Однако призыв упражняться в христианском милосердии столь же настойчиво звучит и для тех, кто не посвящает себя преимущественно или время от времени социальной работе. В повседневной жизни каждого человека милосердие неотделимо от человеческой любви: «Мы не обладаем одним сердцем для любви к Богу, а другим – для любви к Его творениям. Наше сердце в нашем бедном теле любит естественной человеческой любовью, но, соединившись с любовью Христа, она становится также и сверхъестественной. Эта, и никакая другая, милосердная любовь должна взращиваться в нашей душе» (Друзья Божии, 229).

В наше время, отмеченное, к сожалению, множеством конфликтов на разных уровнях – семейных, национальных, международных, - милосердие в практике повседневной жизни означает в огромной мере жертвование и принятие прощения. Прощение – это единственно возможный способ превратить поле битвы в место сотрудничества и солидарности. Стремление понимать других, прощение и обретение прощения, несомненно, требуют больших усилий. Это тот путь, который заставляет «начинать вновь и вновь», но это путь, всегда подпитывающий надежду. И напротив, когда в какой-либо культуре утрачено прощение, становится трудно поддерживать единство семьи, трудиться во имя общих целей в гражданской жизни, распространять мир и радость в международных отношениях.

Помимо того, для христианина милосердие – это лучший язык передачи веры. Как учит Бенедикт XVI: «…Любовь - в её чистоте и бескорыстии – есть лучшее свидетельство о Боге, в которого мы веруем» (Deus Caritas Est, 31). Евангелизация никогда не является только сообщением интеллектуального содержания. Открытию богатства нашей веры часто предшествует личная встреча. Многие люди приближаются к Христу после того, как узнают любовь христиан. В этом смысле, любовь к окружающим в нашей повседневной жизни, сопровождаемая конкретными поступками, открывает нам возможность узнавать самим и давать возможность узнавать нас. Как говорил Св. Хосемария, евангелизация – это задача людей с большим сердцем и открытыми для объятий руками.

Второй Ватиканский Собор предупреждал о том, что одной из самых серьёзных ошибок современного мира является разрыв между верой и повседневной жизнью (ср. Gaudium et Spes, 43). Пять лет спустя после канонизации Св. Хосемарии, святого повседневности, при его заступничестве, я молю Бога особо помочь нам, христианам, объединить в душе любовь к Богу с любовью к нашим братьям и сёстрам, ко всем мужчинам и женщинам. Я прошу его cодействовать нашим стараниям озарять каждый из наших дней блеском милосердия.

Епископ Хавьер Эчеваррия,

Прелат Opus Dei