Будущее Года священства

Статья Прелата в “L’Osservatore Romano” от 21 августа 2010 г.

Быть свидетелями Евангелия в мире

16 июня завершился Год священства. С тех пор прошло так мало времени, что его эхо все еще звучит в наших сердцах. Поэтому мы постараемся здесь не столько дать оценку этому периоду, сколько присмотреться к своей личной реакции на данную инициативу Церкви. Что произошло за Год священства? Какой след он оставил в нас – священниках, которых римский понтифик призвал прожить этот год, черпая помощь в созерцании образа нашего образцового собрата св. Иоанна Марии Вианнея?

Эти вопросы требуют ответов, которые каждый из нас может дать, лично предстоя пред Богом, в тайне своей молитвы. Не достигнув этого уровня, выходящего за рамки нынешней статьи, мы будем идти по менее персонализированному, но не менее требовательному пути: помня о целях, поставленных Бенедиктом XVI, и отталкиваясь от них устремиться мыслью к будущему.

«Этот год, – пишет Папа в послании, которым объявляет Год священства, – должен пробудить во всех священниках стремление к внутреннему обновлению, чтобы пламеннее и острее стало их евангельское свидетельство в сегодняшнем мире». Понтифик цитирует также слова, которые часто повторял арсский пастырь и которые затем нашли свое место в «Катехизисе Католической Церкви»: «Священство – это любовь сердца Иисусова». Чтобы понять себя самого, священник не должен ограничиваться лишь своими пастырскими обязанностями, но должен идти намного дальше, пока не достигнет Христа, в человеческой природе Которого отразилась вся троичная жизнь и в Котором эта троичная жизнь явлена людям.

В этом контексте становится очевидной вся глубина других слов Иоанна Марии Вианнея, цитируемых римским понтификом: священник «сможет понять себя самого не здесь на земле, а только там – на небесах». Только на небесах, в созерцании бесконечного и несказанного дара самопожертвования Бога человеку священник ощутит вкус собственной и полной реальности. Бог не только благоволил вступить в общение с человеком; Он принял нашу человеческую природу в Иисусе Христе, учредил Церковь и призвал определенных людей, которых в таинстве рукоположения соделал своими служителями и орудиями. «Смелость Бога», Который, «зная о наших немощах, счел людей способными действовать и выступать от Его имени», Который доверился нам до того, что «отдал Себя в наши руки» – эта смелость и есть то «величие, что сокрыто в слове “священство”» (Бенедикт XVI, проповедь на завершение Года священства).

Благодаря папским проповедям, посланиям и выступлениям, богослужениям, конгрессам, диспутам и дням молитвы по всему миру вновь зазвучали эти великие истины, призывая всех и, прежде всего, священников к новому, глубокому и радостному обращению. Потому что нельзя ощутить этого преизобилия любви Божьей в священстве, не почувствовав личной обязанности быть, как часто говаривал св. Хосемария Эскрива де Балагер, «стопроцентными священниками» (проповедь «Священник навеки» от 13 апреля 1973 г.).

Что означает этот призыв? Ответ на этот вопрос требует длинного экскурса в богословие и духовность священства, но можно, наверное, без особого риска остановиться на трех основополагающих пунктах:

а) осознать достоинство священства, сокрытую в нем ценность и богатство, чтобы эта реальность наложила свой отпечаток на всю совокупность поведения человека, наделила подлинным смыслом каждое мгновение его жизни с уверенностью в том, что, несмотря на наше убожество, Христос хочет использовать нас, чтобы ниспослать всему человеческому роду плоды Своего спасительного деяния;

б) отождествиться со Христом, питать в себе «те же чувствования» (ср. Флп 2, 5), умереть для себя, чтобы Он жил в нас (ср. Гал 2, 20): священник должен чувствовать потребность быть человеком Евхаристии, жить св. Мессой с верой в то, что в каждом богослужении увековечивается жертва Христа, умершего и воскресшего и грядущего навстречу Своей Церкви и священнику, чтобы привлечь их к Себе и привести Духом к сыновней близости с Богом Отцом;

в) жаждать служения cum gaudio во Христе и ради Христа своей пастве, Церкви и всему человечеству, чтобы в естестве священника, подобно естеству Иисуса, не осталось места для эгоизма и равнодушия к нуждам других. Это значит со рвением, сколько бы оно нам ни стоило, и с плодотворной любовью посвятить себя трудам во благо душ в проповеди слова Божьего и в таинстве примирения, когда во имя и властью Христа священник уделяет божественный дар прощения.

Год священства поставил нас, во времени и от времени, перед лицом вечности, перед лицом любви Божьей – непреходящей, неиссякаемой, но всегда юной и деятельной, перед лицом счастливой, изумительной и глубоко истинной реальности того, что эта любовь, зримая во Христе, распространяется посредством Церкви, каждого христианина и каждого священника. Год священства по замыслу понтифика, без сомнения, должен был принести множество самых разных плодов в проповеди, катехизации, в заботе о литургии, в различных сферах душепопечения и, прежде всего, во внутреннем обновлении каждого священника, а также в росте числа семинаристов в епархиях. «Смелость Бога», о которой говорил Бенедикт XVI в своей проповеди от 11 июня, взывает ко всем нам, «ожидая нашего “да”», как подчеркивает понтифик.

+ Хавьер Эчеваррия,

прелат Opus Dei