Был ли св. Иосиф женат на Деве Марии вторым браком?

Был св. Иосиф женат на Деве Марии первым или вторым браком? Являлся ли св. Иосиф пожилым вдовцом, только заботившимся о Марии?

Вопросы об Иисусе и о Церкви
Opus Dei - Был ли св. Иосиф женат на Деве Марии вторым браком?

Согласно Евангелию от св. Матфея, в то время, когда Мария девственно зачала Иисуса, Она была обручена со св. Иосифом. Они проживали раздельно, в соответствии с иудейскими обычаями того времени. (Мф 1,18). Вместе с тем, обручение подразумевало такие серьезные обязательства между людьми, что к помолвленным относились как к супругам. И расторгнуть обручение можно было только путем составления разводного письма.

В Евангелии от св. Матфея со всей ясностью говорится, что ангел явился св. Иосифу, чтобы объяснить, что Мария зачала Дитя от святого Духа (Мф 1,20). Только после этого Дева Мария и Иосиф сочетались браком и начали проживать совместно. Следующие несколько отрывков из того же Евангелия подтверждают именно такую точку зрения. Так, Дева Мария и Св. Иосиф вместе бежали в Египет, потом поселились в Назарете и, затем, вместе нашли Отрока Иисуса среди учителей Закона в Иерусалимском храме. (Лк 2, 41-45)

К тому же, когда св. Лука пишет о Благовещении, он упоминает о Марии как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова». (Лк 1,27) Таким образом, согласно Евангелиям, св. Иосиф действительно был супругом Пресвятой Девы Марии. Несомненно, это единственный вывод, правдиво отражающий исторические события, изложенные в Евангелиях.

Вместе с тем, рассуждения о том, был ли св. Иосиф женат на Деве Марии первым или вторым браком, или являлся ли св. Иосиф пожилым вдовцом, только заботившимся о Марии, могут быть лишь частью умозрительных легенд, не имеющих исторической гарантии подлинности.

Первое упоминание подобных историй можно найти в «Протоевангелии от Иакова», датируемом II веком нашей эры. В этом тексте говорится, что с трехлетнего возраста Дева Мария жила в Иерусалимском храме. Когда же Ей исполнилось двенадцать лет, священники начали искать человека, который мог бы позаботиться о Ней. Они созвали всех вдовцов города, и после того, как с посохом Иосифа произошло необычное явление (из него появился голубь), священники отдали Владычицу нашу на попечение именно св. Иосифу. Согласно такой легенде, Иосиф не женился на Деве Марии. Когда ангел явился св. Иосифу во сне, он якобы не произнес того, что говорится в Евангелии от Матфея, а именно: «Не бойся принять Марию, жену твою». (Мф 1,20) Вместо этого, ангел, будто бы, сказал только : «Не бойся Этой Девы» . (XIV, 2)

В другом позднейшем апокрифе, известном как «Псевдоевангелие от Матфея», появившимся, возможно, в VI веке нашей эры, развивается этот же самый сюжет. Изменено лишь то, что священники, якобы, сказали Иосифу : «Она ни с кем, кроме тебя, не сможет больше сочетаться браком». (VIII, 4) Вместе с тем, очевидно, что это относилось только к самому св. Иосифу как к опекуну Девы Марии.

С другой стороны, тот факт, что Мария действительно была обручена с Иосифом, признается правильным во многих других текстах, например, в «Книге рождества Христова Девой Марией» (кратком изложении апокрифа «Псевдоевангелие от Матфея») и, также, в «Сказании об Иосифе-плотнике» (IV, 4-5).

Наличие такого разнообразия мнений и недостаток их согласованности говорят о том, что нет достаточных доказательств, чтобы утверждать, что св. Иосиф был женат еще до встречи с Девой Марией.

Поэтому, представляется более логичным думать, что св. Иосиф, во время обручения с Пресвятой Девой Марией, был молодым человеком, и это было его единственное супружество.