Что называют каноническими Евангелиями, и что — апокрифическими? Сколько их существует?

Кроме четырех канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы.

Вопросы об Иисусе и о Церкви

Каноническими называют те Евангелия, которые Церковь признала богодухновенными (т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа). Только эти евангельские тексты достоверно передают апостольскую традицию. Их четыре и только четыре: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

В конце II века нашей эры такую точку зрения четко сформулировал св. Ириней Лионский (Против ересей, 3, 11, 8-9). Церковь всегда отстаивала именно такую позицию по этому вопросу. В конечном итоге ею было внесено предложение закрепить именно такое отношение к четырем каноническим Евангелиям в качестве догмата веры. Этот вопрос рассматривался на Тридентском Соборе (1545г.-1563г.), когда утверждался канон книг Ветхого и Нового Заветов.

Композиция этих Евангелий основывается на увиденном и услышанном апостолами тогда, когда они сопровождали Иисуса Христа в период Его земного служения, и когда Он являлся им после Воскресения.

Господь наш повелел Своим апостолам отправиться на проповедь «благой вести» (евангелия) о Нем Самом и о спасении, которое через Него было даровано всему человечеству. Они немедленно взялись за это дело. В результате, в Палестине и в других местностях (в Антиохии, в городах Малой Азии, в Риме и т. д.) стали возникать небольшие христианские общины.

В этих общинах традиция нарождающейся Церкви приняла форму сообщений, или учений, об Иисусе. При этом, первые христианские сообщества опекали и направляли в развитии сами апостолы, которые удостоверяли правильность того, что в этих общинах проповедовалось. На третьей стадии процесса, приведшего к возникновению текстов Евангелий, то, что передавалось традицией Церкви, было записано и соединено таким образом, чтобы получилось подобие биографии Иисуса. Это и были первые Евангелия. Они предназначались для использования в конкретных общинах.

Первым по времени написания, как представляется, было Евангелие от Марка. Возможно также, что самым ранним был более короткий, чем он существует в современном виде, вариант Евангелия от Матфея, написанный по-еврейски или по-арамейски.

Три Евангелия (от Марка, от Матфея и от Луки) сходны как по своему содержанию, так и по форме изложения. Это так называемые синоптические Евангелия (от греческого слова synoptikos — обозревающий все вместе). Четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна, - наиболее богословское. Оно сильно отличается от первых трех. Но при создании всех четырех Евангелий священнописатели поступали, во многом, сходным образом. Каждый из евангелистов выбирал лишь некоторые факты из множества передаваемых традицией, соединял другие разрозненные факты, также достоверные, в единое целое, и приспосабливал все это для нужд конкретных читателей.

О том, что эти четыре Евангелия считаются апостольскими по своему происхождению, свидетельствует тот факт, что все они были восприняты и передавались дальше именно как написанные самими апостолами или их ближайшими последователями. Так, Марк был учеником св. Петра, а Лука - св. Павла.

Кроме четырех канонических Евангелий, существуют и так называемые апокрифы. А именно, апокрифические евангелия — это те, которые Церковь не рассматривает как часть истинной апостольской традиции, даже если в самих апокрифах и говорится, что автором их был один из апостолов.

Апокрифические евангелия появились сравнительно рано: о них есть упоминания уже во второй половине II века нашей эры. Информация, содержащаяся в апокрифах, не имеет той апостольской гарантии подлинности, которая есть в четырех канонических Евангелиях. Более того, во многих апокрифах содержатся идеи, прямо противоречащие апостольской традиции.

Слово «апокрифический» первоначально означало «тайный», так как эти евангелия были написаны только для особой группы посвященных, внутри которой они и циркулировали. Позднее это слово стало значить «поддельный» и даже «еретический».

Со временем количество новозаветных апокрифов все увеличивалось. Это происходило, главным образом, для заполнения пробелов в изложении подробностей жизни Иисуса, которые оставались в канонических Евангелиях (например, возникли апокрифические евангелия о детстве Иисуса). Также целью авторов этих апокрифов являлась пропаганда их собственного учения среди верующих под видом того, что это были истинные Евангелия, происходящие от апостолов (например, евангелие от Фомы). Это прямо противоречило традиции Церкви.

На основании отрывочных сведений, содержащихся в трудах Отцов Церкви по поводу существующих апокрифов как таковых, а также исходя из ссылок на рукописные источники, известно, что количество апокрифических евангелий превышает пятьдесят. Ориген Александрийский пишет следующее: «У Церкви есть четыре Евангелия, у еретиков их множество» (Проповедь 1 по Евангелию от Луки, с.13, 1802).