Кем был Иисус Христос: холостяком, женатым Человеком или вдовцом?

Во время общественного служения, Иисуса сопровождали, наряду с мужчинами, например, с апостолами и другими Его учениками, и некоторые женщины.

Вопросы об Иисусе и о Церкви
Можно увидеть, что в тексте Евангелий нет ни одного сообщения о том, был ли Иисус холост, женат, или о том, что Он овдовел.

Факты, дошедшие до нас благодаря Евангелиям, говорят, что Иисус, изначально, выполнял в Назарете работу ремесленника (Мк 6, 3). В возрасте около 30 лет, Он оставил эту деятельность и начал общественное служение (Лк 3, 23). Во время общественного служения, Иисуса сопровождали, наряду с мужчинами, например, с апостолами и другими Его учениками, и некоторые женщины (Лк 8, 2-3). Также, есть упоминания и о других женщинах, знакомых Ему (Лк 10, 38-42 ). Можно увидеть, что в тексте Евангелий нет ни одного сообщения о том, был ли Иисус холост, женат, или о том, что Он овдовел. Вместе с тем, там говорится о Его родительской семье, о Его Матери, братьях и сестрах. Но в Евангелиях нет ни одного слова о Его жене. И это молчание красноречиво.

Про Иисуса было известно, что Он «сын Иосифов» (Лк 4, 22; Ин 6, 42). И когда жителей Назарета, родного города Иисуса, стало удивлять Его учение, они воскликнули: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13, 55-56а).

Наряду с этим, как уже было сказано, нигде в Евангелиях нет упоминания о том, что Иисус Христос женат, или что Он был женат. Традиция Церкви никогда не передавала какой-либо информации, связанной с возможностью Его супружества. И традиционное Предание не содержит этих сведений совсем не потому, что оно сочло наличие семейной жизни оскорбительным для такого Человека, как Иисус. Напротив, именно Он возвратил супружеству первоначальное высокое достоинство (Мф 19, 1-12). Также, причина отсутствия этой информации и не в ее несовместимости с верой в божественное происхождение Христа.

Просто, Традиция Церкви придерживается исторической достоверности. Если бы она решила намеренно замалчивать факты, которые могли бы скомпрометировать веру Церкви, почему Традиция рассказывает о таком событии, как крещение Иисуса от рук Иоанна Крестителя, который совершал крещение покаяния для прощения грехов? И если бы ранняя Церковь стремилась утаить то, что Иисус был женатым Человеком, почему она говорит о присутствии женщин среди людей, сопровождавших Его?

Не смотря на вышеизложенное, мнение, что Иисус был женат, все же сохранилось и до наших дней. Это произошло потому, что среди учителей Закона I века нашей эры, как считается, существовали обычные для них практика и доктрина обязательного вступления в супружество (Чтобы узнать сведения по поводу мнимого супружества Иисуса Христа и Марии Магдалины, смотрите вопрос: «Каковы были взаимоотношения между Иисусом и Марией Магдалиной?»).

Так как Иисус был Учителем, и безбрачие считалось несовместимым с этим статусом, можно сделать вывод, что Он должен был быть женат. Все таки, из такого правила существовали и исключения, например раввин Симон Бен Аццай не состоял в браке. Когда же его обвинили в том, что он продолжал быть холостяком, Бен Аццай ответил: «Мою душу занимает Тора. Пусть о мирском позаботятся другие» (Вавилонский Талмуд B Yeb. 63d).

По этой причине, некоторые люди склонны утверждать, что Иисус, как и любой другой правоверный еврей, должен был бы жениться в возрасте 20 лет. Затем Он, будто бы покинул жену и детей, чтобы осуществить Свою миссию.

Ответ на подобное умозаключение может быть двояким:

1.Существуют свидетельства, что среди евреев, живших в I веке нашей эры безбрачие все же, практиковалось.

Иосиф Флавий, Филон и Плиний Старший сообщают нам о ессеях, которые практиковали отказ от супружества. Кроме этого, мы знаем сейчас, что некоторые люди из Кумрана, также, были безбрачны.

Филон указывает, что «тераписты», группа аскетов из Египта, не вступали в брак.

Также, известно, что и в религиозной традиции Израиля некоторые знаменитые люди, такие, как Иеремия, были безбрачны. Подобным образом, и Моисей, согласно сведениям раввинской традиции, не вступал в супружеские отношения, чтобы сохранять возможность близкого взаимодействия с Богом.

Иоанн Креститель никогда не был женат.

Не смотря на то, что безбрачие не было распространенным явлением, это не было и чем-то неслыханным.

2. Даже если бы никто другой в Израиле, кроме Иисуса, не был безбрачен, нам не следовало бы, на основании этого, предполагать, что Он был женат.

Очевидно, что Он намеренно оставался безбрачным. При этом, существовало много причин, по которым именно такой выбор был наиболее благоприятным. Точнее, именно безбрачие особенно сильно подчеркивало уникальность Иисуса по отношению к иудаизму, современному Ему.

Также, именно такой Его статус наиболее соответствовал миссии Иисуса. Несомненно, что без отказа от супружества Его Самого, или без требования безбрачия от Своих последователей, тех, кто «может вместить» это «для Царства Небесного» (Мф 19, 12), та Любовь к Богу, которая воплотилась в Иисусе, не смогла бы превалировать над всем остальным. Иисус решил оставаться безбрачным, чтобы наилучшим образом выразить эту исключительную Любовь.