Молиться телом и душой

Есть вещи, которые мы не в состоянии понять. Их смысл нам может приоткрыть только вера… и любовь. Почему Христос умер на кресте? Так ли необходима была эта ужасная мука для того, чтобы избавить нас от внутреннего мрака? Конечно же, нет. У Бога было множество иных способов простить нам наши грехи – или просто не простить нас. Вероятно, Он выбрал самый впечатляющий способ, который лучше иных продемонстрировал все безумие Его любви к нам: Он стал человеком – одним из нас – и испытал радости и горести нашей жизни до конца. Вопреки Своему вечному всемогуществу Он позволил (добровольно!) унизить Себя, бичевать, оплевать, осмеять, увенчать тернием и прибить к дереву. Зачем? Наверное, чтобы показать нам, что готов на «все» ради нас, как друг, жертвующий собой ради другого, и чтобы убедить нас – раз и навсегда – в том, что мы безмерно дороги Ему: Богу не безразлична наша судьба. Тайна любви, преизбыток самопожертвования.

Это значит, что мы, христиане, должны вести суровую и строгую жизнь? Что нам нельзя наслаждаться благами мира сего? Совсем наоборот! Христос умер ради того, чтобы мы жили; Он пострадал ради нашего счастья; Он разорвал сковывавшие нас цепи, чтобы мы возвещали царство свободы. Дело спасения должно отражаться на лице, в глазах, в улыбке и смехе, в спокойствии и силе, в понимании и дружбе, в искренности, солидарности и великодушии «освобожденных».

Человек, ощущающий, что кто-то глубоко любит его и принимает таким, какой он есть, не может не делиться с радостью этой любовью. Он хочет быть все ближе и ближе к любви своей жизни. Мы видим это в любви человеческой, и иногда с такой ясностью, что она заставляет нас трепетать. Стоит лишь вспомнить, например, о немках, добровольно шедших за своими мужьями-евреями в нацистские концлагеря. Или о матери, которая почти целый день не открывает глаза, чтобы воспринимать мир так же, как ее слепой сын.

Нечто подобное можно сказать и о любви ко Христу. Христиане хотят разделить Его участь. Разве не правда, что общее страдание теснее сплачивает двух людей, чем совместное празднование чудесного праздника? Поэтому христиане тоже хотят испытать крест и не колеблясь добровольно подымаются на Голгофу. Как? Они стараются спокойно воспринимать все многочисленные проблемы каждого дня и используют их как материал для креста – «своего креста», готовности к которому ждет от них Христос и который Он несет вместе с ними. Как известно, именно так Бог обычно ведет Себя со Своими друзьями.

Любящий способен «превзойти себя», совершать безумные поступки. Христиане стремятся все полнее и полнее уподобляться возлюбленному, позволившему (добровольно!) распять Себя. Поэтому они, следуя многовековой традиции, добровольно практикуют «умерщвления плоти», такие как пост, тяжелое паломничество и многие другие. Однако, любят они, конечно же, не крест, а Распятого. Они не ищут лучшей участи, чем та, которая выпала Ему. Если Его бичевали и оплевывали люди, то христиане не ждут от них почестей. Они хотят жить не с буржуазным комфортом, а с Ним и как Он. Таков первый, самый важный, аспект «умерщвления плоти».

Есть еще и другой аспект, касающийся самой нашей природы: мы – это тело и душа. Вся наша духовная жизнь неразрывно связана с жизнью чувственной. Однако, наша человеческая природа ослаблена грехом. Она таит в себе хаос и искушения. Христианин стремится очистить свой «внутренний дом», день за днем наводит в нем порядок, чтобы Бог мог все полнее обитать в нем. Таков другой аспект «умерщвления плоти», и под этим не слишком удачным, наверное, наименованием, подразумевается не «убийство», а упорядочение страстей и воспитание чувств. Очень важно, чтобы каждый нашел для себя свой путь такого «умерщвления», который помог бы ему расти и в любви и шаг за шагом побеждать искушения. Незачем всем вести себя одинаково. У каждой эпохи свой особенный стиль, свое мировоззрение, обычаи и формы.

Хотя самое важное – это, конечно же, внутренняя борьба, нельзя недооценивать и борьбы внешней, которая готовит нас к внутренней. В прошлом бывали случаи, когда истинный смысл «умерщвления плоти» искажался и некоторые впадали в крайности. Поэтому сегодня многие круги нашего общества не приемлют «умерщвления плоти». Но не стоит из-за нескольких недобрых примеров отвергать аскезу вообще. Скорее нужно практиковать ее разумно, здраво и целесообразно.

Ютта Бургграф