Плодотворность Евхаристии

Проповедь Святого Хосемарии в праздник Тела Христова, в аудио формате.

Аудио святого Хосемарии
Opus Dei - Плодотворность Евхаристии

В праздник Тела Христова

В ПРАЗДНИК ТЕЛА ХРИСТОВА*

150 Сегодня, в праздник Тела Христова, мы будем вместе размышлять о глубине Любви Господней, побудившей Его остаться с нами – сокрытым в Святых Дарах. Кажется, что мы собственными ушами слышим слова Иисуса, обращенные к толпе: ...вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать[1].

Этот эпизод всегда актуален. Божественный сеятель все еще сеет – и пригоршни Его полны семян. Дело спасения все еще совершается – и Господь хочет, чтобы мы в нем участвовали, с Ним сотрудничали. Он хочет, чтобы мы, христиане, открыли Его любви все пути земные, своим учением и примером распространяя божественную весть по всей земле. Он просит нас, членов того общества, которым является Церковь, и в то же время членов гражданского общества, – быть другими Христами, преданно исполняя свой долг, освящая профессиональные и личные обязанности.

Глядя на этот мир, который мы так любим, ибо он есть дело Божие, мы ясно видим, как сбывается притча: слово Иисуса, всегда плодотворное, возбуждает во многих душах жажду верности и самоотдачи. Жизнь и поступки тех, кто служит Богу, уже изменили историю человечества – и даже многие, не знающие Христа, действуют (пусть не всегда осознанно) под влиянием идеалов, рожденных христианством.

Мы видим также, что часть посева по-прежнему падает на бесплодную землю или в терние. Мы видим, что есть сердца, закрытые для света веры. Что поступки часто не отвечают возглашенным и принятым идеалам мира и братства. А некоторые напрасно пытаются заглушить Слово Божие и пресечь Его распространение грубой силой или равнодушием, которое, возможно, куда более жестокое оружие, ведь оно парализует душу, хотя и не привлекает столько внимания, как насилие.

Хлеб жизни вечной

151 Хочу, чтобы мы, размышляя об этом, глубже осознали ту миссию, которую Бог поручает нам, христианам, и обратили наши взоры к Святой Евхаристии – к Иисусу, пребывающему среди нас и созидающему из нас члены Своего Тела. “Vos estis corpus Christi et membra de membro", вы – Тело Христово, а порознь – члены[2]. Наш Бог решил остаться в Дарохранительнице, чтобы питать и укреплять нас, чтобы нас обóжить, чтобы придать действенность нашим усилиям. Иисус одновременно – Сеятель, Семя и Плод посева: Хлеб жизни вечной.

Это постоянно возобновляемое чудо Святой Евхаристии несет в себе все характерные признаки образа действий Иисуса Христа: Совершенный Бог и совершенный человек, Господь неба и земли, предлагается нам как пища. Так естественно и даже обыденно Он ожидает нас и нашу любовь вот уже две тысячи лет – так долго... Но и не очень долго, ибо когда есть любовь – время летит стрелой.

Мне вспоминается чудесная Песнь Альфонса Х Мудрого – легенда о монахе, который в своей простоте молил Пречистую Деву дать ему хотя бы на миг увидеть рай. Пречистая исполнила его желание – и добрый монах, пребывающий в молитве, был восхищен на Небеса. А когда вернулся, то не узнал ни одного из обитателей монастыря. Его молитва, которая казалась ему очень краткой, длилась три столетия. Три сотни лет – это ничто для влюбленного сердца. Я так понимаю две тысячи лет ожидания Господа в Евхаристии: это – ожидание Сердца, которое любит и ищет нас такими, какие мы есть – ограниченными, себялюбивыми, непостоянными, но и способными открыть Его безграничную любовь и отдать Ему себя без остатка.

Во имя любви, желая научить нас любить, Иисус пришел на землю и остался среди нас в Евхаристии. Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их[3]. Этими словами Святой Иоанн начинает рассказ о том, что случилось в канун Пасхи, на которую Иисус, по словам Апостола Павла, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чашу после вечери, и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание"[4].

Жизнь новая

152 Настал простой и торжественный миг установления Нового Завета. Иисус упраздняет древнее домостроительство Закона и открывает нам, что теперь Он Сам будет содержанием нашей жизни и нашей молитвы.

Видите, какая радость наполняет сегодняшнюю Литургию! Да будет наша хвала полной, звонкой и радостной.[5] – Это ликование христиан, воспевающих пришествие новых времен: завершилась древняя Пасха, начинается новая. Старое сменилось новым, истина рассеяла тень, свет разгоняет ночь[6].

Чудо любви. Это воистину хлеб детей[7]: Иисус, Первенец от предвечного Отца, предложен нам в пищу. И Тот же Самый Иисус Христос, укрепляющий нас на земле, ожидает нас на Небе как сотрапезников, сонаследников и сограждан[8], ибо кто имеет пищей Иисуса Христа, тот умрет земной и временной смертью, но будет жить во вечность, ибо Христос – жизнь неумирающая[9].

Для христианина, укрепляющегося неумирающей манной Евхаристии, вечное блаженство начинается уже сейчас. Старое прошло – оставим его в стороне. Пусть будет для нас все новое: сердца, слова и дела.[10]

Это – Благая Весть. “Весть" – ибо открывает нам нечто новое: такую глубину Любви, которой мы не ведали раньше. “Благая" – ибо нет ничего лучше, чем слияние с Богом, Который есть Высшее Благо. Благая Весть – ибо в каком-то смысле она является для нас тайным предвкушением Вечности.

Общаться с Иисусом в Слове и Хлебе

153 Иисус сокрылся в Святом Таинстве Евхаристии, чтобы мы посмели к Нему приблизиться, Им насытиться, с Ним соединиться. Говоря: без Меня не можете делать ничего[11], Он не обрек христиан на бездействие, или на долгие и трудные поиски Его Личности. Нет, Он доступен. Он – среди нас.

Собираясь пред алтарем при совершении Литургической Жертвы, созерцая Святые Дары, выставленные в Дароносице, и поклоняясь им, сокрытым в Дарохранительнице, мы должны оживить нашу веру, думая о новом бытии, которое нам даровано. Мы должны умилиться сердцем пред любовью и нежностью Божией.

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах[12]. Таковы первые христиане, описанные для нас Евангелистом Лука: собраны верой Апостолов, едины душой в Евхаристии и молитве. Вера, Хлеб, Слово.

Присутствие Иисуса в Евхаристии – это верный залог Его присутствия в наших душах; Его власти, на которой зиждется мир; Его обетований спасения, которые помогут человечеству по наступлении конца времен жить во веки в небесном доме Отца и Сына и Святого Духа – Пресвятой Троицы, единого Бога. Оживляется вся наша вера, когда мы веруем в реальное присутствие Иисуса в Евхаристии, под видом хлеба и вина.

154 Разве можно назвать подлинно христианской жизнь человека, не нуждающегося в постоянной близости со Христом в Хлебе и Слове, в Евхаристии и молитве. И я прекрасно понимаю многие поколения христиан, которые на протяжении веков взращивали евхаристическое благочестие, исповедуя свою веру то публично, в массовых молитвах, то без лишнего шума, скромно – в священном покое храма, или в тиши своих сердец.

Прежде всего – мы должны полюбить Божественную Литургию, сделать ее средоточием каждого дня. Благочестиво и внимательно участвуя в Литургии,– можно ли не пребывать от зари до зари во Господе, чтобы ежедневно в Его присутствии трудиться, как Он трудился, и любить, как Он любил? Так мы учимся благодарить Господа за другое проявление Его любви ко всем людям – за то, что Он не ограничил Свое присутствие среди нас временем Литургии, но решил оставаться в Святых Дарах, пребывающих в Дарохранительнице.

Признаюсь, что для меня Дарохранительница всегда была Вифанией, местом, исполненным умиротворения, где мы можем побыть с Иисусом, открыть Ему наши радости и горести, заботы и благородные устремления. Поговорить с Ним с такой же естественностью и простотой, с которой говорили с Ним Его друзья – Марфа, Мария и Лазарь. Поэтому, проходя по улицам любого города или села, я всегда с радостью замечаю очертания храма. Значит – новая Дарохранительница, еще один повод к тому, чтобы мысленно бежать к Иисусу Пресуществленному и слиться с Ним воедино.

Плодотворность Евхаристии

155 Когда Господь на Тайной Вечери установил Святую Евхаристию – была ночь. По словам Св. Иоанна Златоуста, это означает, что времена уже исполнились[13]. В мире настала ночь, ибо старые обряды, древние знаки безграничного милосердия Божия по отношению к человечеству должны были совершиться полностью, открывая путь истинному рассвету – новой Пасхе. Евхаристия была установлена ночью, как подготовка к заре Воскресения.

И мы в нашей жизни также должны подготовить этот рассвет. Надо отбросить все отпавшее, вредное, бесполезное – недоверие и уныние, малодушие и печаль. Святая Евхаристия вкладывает божественную новизну в души детей Божиих – и мы должны отзыватьсяin novitate sensus, обновлением всех наших чувствований и деяний[14]. Нам дарован новый источник энергии, могучий корень, привитый ко Христу. Мы уже не можем вернуться к старым дрожжам, ибо имеем Хлеб жизни вечной.

156 В этот праздник во многих городах планеты процессии христиан сопровождают Иисуса, Который, скрытый в Святых Дарах, проходит по улицам и площадям – как и в Своей земной жизни, – идя навстречу жаждущим Его видеть и становясь на пути тех, кто Его не ищет. Снова – в который раз! – Господь является среди Своих ближних. Чем откликнемся мы на Его зов?

В самом деле: внешние проявления любви, рождаясь от сердца, продолжаются в свидетельстве христианского поведения. Обновившись принятием Тела Христова, мы должны на деле проявить свое обновление. Да будут наши помыслы чисты – пусть неустанно ревнуем мы о служении, самоотдаче и мире. Да будут наши слова правдивыми, ясными и уместными. Пусть они помогут и утешат, а главное – пусть принесут свет Божий тем, кто нас услышит. Да будут наши поступки правильными, действенными и несущими в себе “bonus odor Christi", благоухание Христово[15]. Да напомнят они о том, как Иисус жил и поступал.

Процессия Тела Христова позволяет Господу присутствовать в городах и поселках мира. Но не следует думать, что это присутствие должно украсить собою один лишь день, не больше; стать гулом празднества, который утихает и забывается. Пусть шествие Иисуса напомнит нам о долге открывать Его в наших повседневных занятиях. Рядом с торжественной процессией этого четверга должна двигаться другая, бесшумная и простая, – процессия обычной жизни каждого рядового христианина, одного из многих, но одаренного верой и получившего божественное поручение обновлять весть Христову по всей земле. Мы часто ошибаемся, в каждом из нас немало слабостей и грехов. Но с нами Бог – и мы должны настроить наши души так, чтобы Он мог нас использовать, чтобы Его странствие между людьми не прерывалось ни на минуту.

Итак, будем просить Господа о том, чтобы Он сделал нас Евхаристическими душами. О том, чтобы наше личное с Ним общение проявлялось в радости, выдержке и стремлении к справедливости. Поможем другим познать Христа, поможем возвести Его на вершину всех дел человеческих. Да исполнится Его обещание: И когда Я вознесен буду от земли, все привлеку к Себе[16].

Хлеб и сев: общение со всеми людьми

157 Как я сказал вам в начале, Иисус – Сеятель. И сегодня при посредстве христиан Он продолжает божественный сев. Сжимая пшеницу в пронзенных ладонях, окропляя ее Своей кровью, Он омывает ее, очищает и бросает в борозду, которая есть мир. Бросает зерна одно за другим – чтобы каждый христианин в своей жизни, своей среде свидетельствовал о плодотворности Смерти и Воскресения Христовых.

Будучи в руках Господа, мы должны пропитаться Его спасительной Кровью и дать Ему бросить нас на ветер, и принять нашу жизнь такой, какой ее хочет видеть Бог. Мы должны увериться в том, что семени должно пасть в землю и умереть, чтобы принести много плода[17]. Сперва появляется росток и поднимается колос. Потом из колоса рождается хлеб, который будет превращен Богом в Тело Христово. Так мы снова соединяемся с Иисусом, Который был нашим Сеятелем. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба[18].

Но мы должны помнить, что нет плода, если раньше нет посева. Поэтому необходимо щедро проповедовать слово Божие, чтобы многие познали Христа – и чтобы они Его жаждали. Этот праздникCorpus Christi – Тела Христова, Хлеба жизни, – дает нам хороший повод для размышлений о разных стремлениях человеческих: о жажде истины и справедливости, о жажде единства и мира. Возжаждав мира, мы повторяем вслед за Апостолом Павлом: Христос есть мир наш – “pax nostra"[19]. Стремления к истине должны напомнить нам о том, что Иисус есть путь и истина и жизнь[20]. Тех, кто стремится к единству, мы должны поставить перед Христом, Который молится, чтобы мы были “consummati in unum" – совершены во едино[21]. Жажда справедливости должна вести нас к первоисточнику согласия между людьми – к осознанию того, что все мы братья, дети Отца.

Мир, истина, единство, справедливость. Сколь трудным кажется иногда преодоление всех преград на пути к пониманию и согласию! И тем не менее – мы, христиане, призваны сотворить это великое чудо братства, добиваясь благодатью Божией, чтобы люди общались по-христиански и носили бремена друг друга[22], воплощая в жизнь заповедь Любви, которая есть исполнение закона и совокупность совершенства[23].

158 Мы не можем скрывать от самих себя, как много еще предстоит сделать. Однажды Иисус, быть может, созерцая плавное движение уже созревших колосьев, сказал своим ученикам: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою[24]. Как тогда, так и сейчас все еще не хватает работников, согласных переносить тягость дня и зной[25]. И если те, кто работает, не остаются верными – происходит то, о чем пишет Пророк Иоиль: Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле[26].

Погибает жатва, когда человек не хочет от всего сердца принять постоянную работу, что может оказаться тяжелой и долгой: возделывать землю, сеять семя, стеречь поля, жать и обмолачивать колосья... Царство Божие созидается в истории, во времени. Господь доверил это задание всем – и никто не может чувствовать себя посторонним. Созерцая Христа и поклоняясь Ему в Евхаристии, мы понимаем, что еще не пришло время отдыха, что день все еще длится.

В книге Притч Соломоновых мы читаем: Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом[27]. Постараемся почаще применять эти слова к нашей духовной жизни: кто не возделывает поле Божие, не сохраняет верность божественной миссии, не предает себя другим, помогая им познавать Христа – тот с трудом поймет значение евхаристического Хлеба. Никто не ценит то, что досталось ему без труда. Чтобы ценить и любить Святую Евхаристию, надо пройти к ней путем Иисуса: стать зерном, умереть для себя, возродиться во всей полноте жизни и принести обильные плоды: сто на один![28]

Путь Иисуса сводится к одному только слову: любить. А это значит – иметь большое сердце, чувствовать заботы окружающих, уметь понимать и прощать, и жертвовать собой со Христом за все души без исключения. Возлюбив Сердце Иисусово, мы научимся служить и защищать истину ясно и с любовью. Чтобы так любить – необходимо искоренить в себе все, что мешает Жизни Христа в наших душах: привязанность к комфорту, искушение эгоизмом, склонность к тщеславию. Только воспроизведя в себе Жизнь Христа, мы сможем передать ее другим. Только умирая для себя подобно пщеничному зерну мы сможем работать в недрах земли, изменяя ее изнутри, делая ее плодотворной.

Христианский оптимизм

159 Может возникнуть искусительная мысль, что все это очень красиво – как несбыточная мечта. Я уже говорил вам о том, что надо воскресить надежду и веру. Стойте твердо, с уверенностью, что чудесами Божиими исполнятся все наши стремления. Но необходимо, чтобы мы причалили к этой христианской добродетели – к надежде.

Не будем привыкать к чуду, творящемуся на наших глазах: к ежедневному пришествию Христа в руки священника. Иисус любит нас бодрыми, уверенными в Его власти, внимающими Его обетованию: “Venite post me, et faciam vos fieri piscatores hominum", идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков[29]. Если вы пойдете за Мной, то принесете много плодов и привлечете все души к Богу. Итак – мы должны доверять словам Господа: войти в лодку, взяться за весла, поднять паруса и броситься в это море мира, который Христос дает нам в наследство. “Duc in altum et laxate retia vestra in capturam!", отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова![30]

Это апостольское рвение, зажженное в нашем сердце Христом, не должно истощиться, угаснуть из ложного смирения. Верно и то, что мы влачим за собой наше убожество – но Господь с этим считается. От Его милосердного взора не может укрыться то, что мы, люди – творения ограниченные и слабые, несовершенные и склонные ко греху. Но Он велит нам бороться, признавая нашу ограниченность – не для того, чтобы мы испугались, но чтобы покаялись и возбудили в себе стремление к совершенству.

К тому же нам следует помнить всегда, что мы – всего лишь инструменты: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог[31]. То учение, та весть, распространять которую мы призваны, несет в себе безграничную плодотворность, которая не наша, но Христова. Сам Бог обязался осуществить дело спасения – искупить мир.

160 Нам нужна вера, которая не позволяет унынию овладеть нами и не дает нам останавливаться на рассчетах исключительно человеческих. Чтобы преодолеть препятствия, надо работать, целиком погружаясь в дело – так, чтобы в поту трудов нам открывались новые пути. Средство против любой трудности – личная святость, предание себя Богу.

Быть святым – значит жить так, как заповедал наш Небесный Отец. Вы скажете мне, что это трудно. Да, идеал этот очень высок. Но в то же время – это легко: его можно достать рукой. Когда человек заболевает, случается, что у него нет нужных, спасительных лекарств. Такого не бывает в жизни духовной, ибо средство – всегда рядом: это Иисус Христос, сокрытый в Святой Евхаристии, а также дарующий нам благодать в других установленных Им таинствах.

Повторим на словах и на деле: Господь, я верю в Тебя, мне достаточно Твоего обычного Провидения, Твоей повседневной помощи. Мы должны просить у Бога не великих чудес, но умножения нашей веры, просветления нашего ума, укрепления нашей воли. Иисус всегда рядом – и всегда неизменен.

С самого начала своего проповеднического служения я предупредил вас против ложного обóжения. Не бойся познать себя таким, каков ты есть – слепленным из глины. Не беспокойся. Ибо мы с тобой – дети Божии (это – истинное обóжение) от вечности избранные к божественному призванию: Отец избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви[32]. Несмотря на наше личное убожество, мы принадлежим Богу, являемся Его инструментами – и будем полезными, если сумеем не терять из виду нашу слабость, мера которой дается нам в искушениях.

Если, осознав свое малодушие, вы почувствуете уныние – значит настало время предать себя в руки Божии послушно и без остатка. Рассказывают, что однажды навстречу Александру Великому вышел нищий, просящий подаяния. Александр остановился и приказал сделать его господином пяти городов. “Я не просил так много!" – воскликнул смущенный и изумленный бедняк. И ответил ему Александр: “Ты просишь согласно тому, кем явлешься ты, а я даю согласно тому, кем являюсь я".

Даже если наша ограниченность станет для нас очевидной – мы можем и должны обращать свои взоры к Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Святому Духу, сознавая себя участниками жизни Божией. У нас нет достаточных оснований для того, чтобы оглядываться назад[33] – ибо мы знаем твердо, что Господь всегда рядом. Мы должны сохранять верность и исполнять свой долг со рвением, обретая в любви Христовой стимул к пониманию чужих и преодолению собственных ошибок. Тогда все падения (твои и мои, а также падения всех людей) смогут стать основанием для Царства Христова.

Мы не будем бояться признать свои недуги, ибо веруем во власть Божию и исповедуем ее. Радость, оптимизм и твердая уверенность в том, что Господь хочет действовать через нас, должны оживлять в нас жизнь христианскую. Если мы ощущаем себя частью Святой Церкви, если наша опора – скала Петра, а поддержка – действие Духа Святого, то нам хватит решимости исполнять малую обязанность каждой минуты: каждый день – сеять хотя бы немножко. И урожай в хранилищах будет в преизбытке.

161 Закончим это молитвенное размышление. Наслаждаясь в глубине души безграничной добротой Божией, помните, что словами освящения Христос делает Себя сущим в Святых Дарах реально – Телом и Кровью, Душою и Божеством. Поклоняйтесь Ему с почтением и ревностью; возобновляйте в Его присутствии искренний дар вашей любви; говорите Ему без страха, что вы Его любите; благодарите Его неустанно за это повседневное свидетельство милосердия, столь полное любви ко всем людям; растите в себе желание приблизиться к алтарю и причаститься с верой. Я восхищаюсь этой тайной Любви: из моего бедного сердца Господь хочет сделать Свой трон, чтобы быть со мною всегда, если я сам не удалюсь от Него.

Ободренные присутствием Христа и насыщенные Его Телом, будем верными в этой земной жизни, чтобы затем, на Небесах, рядом с Иисусом и Его Матерью, стать воистину победителями. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом![34]

* Проповедь, произнесенная 28 мая 1964 года, в праздник Тела Христова.

[1] Мф 13, 3-8

[2] 1 Кор 12, 27

[3] Ин 13, 1

[4] 1 Кор 11, 23-25

[5] Антифон Lauda Sion.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Бл. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 26, 20 (PL 35, 1616).

[10] Гимн Sacris solemnis.

[11] Ин 15, 5

[12] Деян 2, 42

[13] Св. Иоанн Златоуст, In Matthaeum homiliae, 82, 1 (PG 58, 700).

[14] См. Рим 12, 2

[15] 2 Кор 2, 15

[16] Ин 12, 32 (пер. с Вульгаты)

[17] См. Ин 12, 24-25

[18] 1 Кор 10, 17

[19] Еф 2, 14

[20] См. Ин 14, 6

[21] Ин 17, 23

[22] Гал 6, 2

[23] См. Кол 3, 14 и Рим 13, 10

[24] Мф 9, 37-38

[25] Мф 20, 12

[26] Иоил 1, 10-11

[27] Притч 12, 11

[28] См. Мк 4, 8

[29] Мк 1, 17

[30] Лк 5, 4

[31] 1 Кор 3, 5-6

[32] Еф 1, 4

[33] См. Лк 9, 62

[34] 1 Кор 15, 55 и 57