Послание Прелата (апрель 2012 г.)

23 апреля, мы будем праздновать столетнюю годовщину первого Причастия святого Хосемарии. Эта дата побуждает нас готовиться с большим благочестием к Святой Мессе и особым образом заботиться о Святом Причастии.

Возлюбленные: да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!
Я пишу вам в начале Страстной Недели. С момента триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим, торжество которого мы празднуем сегодня, и до Его воскресения Пасхальным утром Церковь вспоминает в литургии, к которой мы все приобщены, великие тайны нашего искупления. Будем сильно благодарить Бога за те великие чудеса, которые Он совершил ради человека. И приготовимся к тому, чтобы стойко сопровождать Его в течении этих трехдневных богослужениях. Приблизимся к Нему в эти скорбные часы Его полной отдачи ради нас, для того чтобы потом быть с Ним во время Его славного возвышения.
Думать о Смерти Христовой, –пишет святой Хосемария, – значит принимать всерьез наш повседневный долг и ту веру, которую мы исповедуем. Страстная Неделя не может быть священным промежутком в контексте жизни, заполненной исключительно земными интересами. Она должна быть путем в глубину любви Божией для тех, кто словом и делом являет ее пред всеми людьми . [1] Действенное, осознанное и исполненное любви участие в божественной литургии в эти дни представляет для нас наилучшую возможность находиться рядом с Иисусом в момент Его печали и страданий. Страстная Неделя не сводится к одному лишь воспоминанию, она есть созерцание тайны Христа, которая продолжается в наших душах . [2]
Мы ощущаем всецелое единение с Церковью, которая во всех уголках мира с глубоким почитанием и вниманием служит эти божественные тайны. Прежде всего будем молиться о тех, кто получит таинство Крещения во время Пасхальной Вигилии, а также о всех остальных членах Церкви, чтобы, ведомые благодатью Духа Святого, мы могли в эти дни еще больше приблизиться к Богу с твердым решением следовать за Христом, отдавая себя без остатка. Оставим поверхностное рассуждение, –призывал святой Хосемария, – и перейдем к главному –к тому, что действительно важно. Смотрите же: цель всех наших усилий– попасть в рай. Иначе мы зря стараемся. Чтобы попасть в рай, необходимо быть верным учению Христову. А для этого нужны твердость и упорство в борьбе с препятствиями, встающими на нашем пути к вечному блаженству . [3]
Собравшись с Апостолами в трапезной Иерусалима, Иисус начинает Святое Треденство, Desiderio desideravi hoc Pascha manducare vobiscum, antequam patiar; очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания ,[4] – этими словами святой Лука описывает последнюю Вечерю. Каждое слово раскрывает бесконечную любовь в Сердце Христовом к людям, живое осознание того, что пришел час, долгожданный момент спасения всего человечества. Иисус очень хотел, чтобы этот час настал , – объясняет Бенедикт XVI. Всей душой Он жаждал момента, когда мог бы отдать Себя Своим ученикам под видом хлеба и вина. Он ждал этого времени, которое стало бы настоящим мессианским пиром, чтобы осуществить превращение даров земли и затем стать единым целым со своими учениками, преобразить их и таким образом начать преображение всего мира. В желании Иисуса мы можем распознать желание самого Бога, увидеть Его любовь к человеку, своему созданию. Любовь, которая надеется, которая ожидает воссоединения Бога и человека, жаждущая привлечь к себе всех людей и таким образом исполнить ту надежду, на которую уповает все создание, ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих. (Рим 8,19) [5].
Как же нам не ответить любовью на ту Любовь, которой преисполнен Наш Господь по отношению к нам? Тем не менее те, кто был рядом с Ним, не оценили бесконечной важности того события, потому что сразу после вечери они стали спорить между собою, кто из них будет большим в Царстве Небесном.[6] Несомненно, они чувствовали внутреннее потрясение от слов и действий Иисуса – об этом подробно говорит святой Иоанн, когда описывает прощание Иисуса в конце встречи; никто из бывших с Ним не понял значения того, что происходило у них перед глазами. Эта миссия была оставлена для Духа Святого, посланному в день Пятидесятницы. Дочери и сыновья мои, что для нас значит страдание Христа? С каким почтением мы смотрим на Крест?
Мы, христиане XXI века, с двухтысячелетней традициейпочитания и веры в Святую Евхаристию, приняли Духа Святого при Крещении, не находимся в тех же условиях, в которых были первые христиане. Мы знаем, что во время Тайной Вечери Иисус предвосхитил Свою смерть и воскресение. Делясь с учениками хлебом и вином – Самим Собой, Своим Телом и Кровью как новой манной (ср. Ин 6, 31-33). Если люди античности считали, что по сути истинная пища, то, чем жив человек, – «Логос», предвечная мудрость, то сейчас тот же «Логос» стал для нас пищей реальной – любовью. Евхаристия приобщает нас к акту жертвы Иисуса . [7]
Казалось бы, так легко исполниться восхищения и благодарения перед Богом, Который уничижил Себя в Евхаристии. Но часто ничего подобного с нами не происходит. Откуда эта вражда по отношению к любви Христовой? Откуда черствость к призывам, обжигающим Сердце Учителя? Иисус жаждет, любит и ждет нас. А мы, стремимся ли мы к Нему по-настоящему? Имеем ли в душе сильное желание встретиться с Ним? Или же чаще мы безразличны, рассеянны, полностью заняты другими, более важными, делами? . [8]
С этими вопросами Папа обращается ко всем католикам – с вопросами, на которые каждый из нас должен лично и честно ответить. Искренне попросим Духа Святого, чтобы ответ прозвучал из глубины нашей души и чтобы мы научились щедро принимать Его благодать, полностью отдавая себя Иисусу: любовь оплачивается любовью.
Ровно через три недели, 23 апреля, мы будем праздновать столетнюю годовщину первого Причастия святого Хосемарии. Эта дата побуждает его дочерей и сыновейв Opus Dei готовиться с большим благочестием к Святой Мессе и особым образом заботиться о Святом Причастии.
Невозможно перечислить то количество советов, которые наш возлюбленный Отец давал нам, чтобы лучше принимать Господа каждый день. Те, кому посчастливилось быть рядом и видеть вблизи, как он готовился к Святой Жертве, как служил Мессу, как принимал Причастие и как потом благодарил за Него, не могут выразить словами ту не видимую глазу любовь, которая овладевала им в эти моменты. Я ограничусь лишь тем, что замечу несколько штрихов, которые помогут глубже понять любовь нашего святого Основателя к Евхаристии, для того чтобы мы могли улучшить личную связь с Иисусом в Пресвятых Дарах.
23 апреля 1963 года он сказал нам: Сегодня для меня большой праздник . Он просил нас помочь ему благодарить Бога за безмерную щедрость Небес: За то, что Он захотел прийти и стать господином моего сердца . [9] Он был очень признателен Святому Понтифику Пию X за то, что в начале XX века были введены новые правила относительно принятия первого Причастия. Они включали в себя минимальные требования, которые позволяли детям участвовать в Святой Мессе [10]. Отец всегда вспоминал, что впервые принял Иисуса в десять лет. В то время, несмотря на разрешение Пия X, принять первое Причастие в этом возрасте было неслыханным фактом. Сейчас можно и раньше приступать к этому Таинству. Готовил меня старый пиарист, человек набожный, искренний и добрый. Это он научил меня молитве духовного причастия . [11]
Первая встреча с Иисусом в Евхаристии оставила глубокий след в его душе на всю жизнь. Каждый год Отец заранее готовился к этой любимой дате. Иногда безо всякого повода вспоминал эти моменты с большой благодарностью, восхищаясь добротой Бога, Который захотел быть так близко к своему созданию.
Он поступал так не только когда был взрослым, хотя естественно, что с годами, столько раз размышляя над Господними милостями, его благодарение становилось все более совершенным. Нас не перестает удивлять, что комментарии нашего Отца отражали то понимание Евхаристии, которое было у него в детстве. С ранних лет, – говорил он, – я полностью понял «почему» Евхаристии: это чувство, которое есть у каждого из нас; желание навсегда остаться с тем, кого любишь. Это чувство матери к своему ребенку: я бы зацеловала тебя до смерти, – говорит она ему. – Я бы съела тебя, превратила бы тебя в себя . [12]
Все отцы и матери мира не способны любить своих детей так, как любит каждого из нас Христос. Только Его любовь в высочайшей мере может достичь вечного единения, к которому стремятся люди, любящие друг друга. Господь сказал: вот, возьмите, ешьте меня. Что может быть более человечно. Но мы не очеловечиваем нашего Господа, когда принимаем Его, наоборот, это Он нас обожествляет, превозносит и поднимает. Иисус Христос делает то, чего мы сами сделать не способны: придает нашей жизни, поступкам и жертвам сверхъестественный характер. Мы становимся обоготворенными. Довольно причин: в этом состоит объяснение моего существования . [13]
Дочери мои и сыновья, давайте как можно лучше готовиться к Святому Причастию. Правда, наше приготовление никогда не будет в полной мере достаточным, но это не должно вызывать ни малейшей горечи. Действительно, мы недостойны принять Господа телом и душой, но Он сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные . [14] Он Своим частым приходом, если это возможно – каждодневным, делает каждого из нас достойными Его любви. Поэтому, когда душа находится в благодати, душа, влюбленная в Бога, не может думать о том, что ей недостает подготовки, чтобы причаститься, ведь пока мы работаем, открывая новые фронты борьбы со злом, мы уже прекрасно готовимся к Причастию . [15]
В начале года я советовал вам часто повторять молитвенное воззвание, которое наш Отец перенял у апостола Фомы, – он ежедневно повторял сердцем во время Святой Мессы: Dominus meus et Deus meus!; Господь мой и Бог мой! . [16] Такой акт веры в реальное присутствие Иисуса под сакраментальным видом подталкивает нас готовиться лучше к Причастию. Мы должны сильно любить Господа, быть благочестивыми, как можно внимательнее заботиться о Нем на алтаре и в дарохранительнице; любить Его за тех, кто Его не любит; искупать вину тех, кто Его обижает. Наш Господь нуждается в том, чтобы, принимая Его каждое утро, мы повторяли: Господи, я верю, что это Ты, верю, что Ты действительно присутствуешь под видом хлеба и вина! Поклоняюсь Тебе и люблю Тебя! А когда мы посещаем Его в часовне, можем говорить так: Верю, что Ты реально присутствуешь здесь! Поклоняюсь Тебе и безумно люблю Тебя! Это и есть любовь к Богу, только так мы научимся любить Его сильнее.
Затем следует продолжать почитать Его в течение всего дня: сегодня я закончу хорошо все свои дела ради Иисуса Христа, Который постоянно смотрит на меня из Дарохранительницы. Сильно любите Иисуса Сокровенного и старайтесь, чтобы все люди Его любили. Как только вы сделаете эту заботу целью своей жизни, вы научите других любить Его – передавая то, чем сами владеете, чем живете, и то, кем вы есть
. [17]
Этот день – также годовщина Миропомазания нашего Отца. Он получил его через несколько месяцев после своего рождения. В Испании епископы, которые приезжали в приходы с пастырским визитом, часто уделяли это таинство, как взрослым, так и детям. Уже с младенчества нашего Отца Дух Святой действовал в его душе с большой силой, чтобы он смог принять ту благодать, которая была ему предназначена.
На одной из встреч у святого Хосемарии спросили, есть ли различие между принятием Иисуса в Причастии и присутствием в душе Духа Святого посредством благодати. Без единого размышления, как человек, понимающий разницу, он дал следующий ответ: ты сразу поймешь, если поразмышляешь над тайной Пресвятой Евхаристии (…) в ней действительно присутствует вторая Ипостась Пресвятой Троицы, ставшая Человеком ради нас: Тело, Кровь, Душа и Божество. Мы Его таким принимаем, но наша человеческая природа разрушает эту сакраментальную форму, – и евхаристическое присутствие Иисуса в нас исчезает.
Но даже и тогда Бог не покидает нас, если мы не оттолкнем Его смертным грехом. И с помощью благодати Дух Святой творит в нас Свое жилище, таким образом Вся Троица живет в нас, Бог в трех Ипостасях. Где действует одна Ипостась, присутствует вся Пресвятая Троица – единый Бог
. [18]
Постараемся на протяжении дня не терять осознания того, что Бог проживает в нашей душе, кроме того мы можем постоянно увеличивать Его пребывание в нас делами веры и любви, духовными причастиями и призывами к Деве Марии. Они позволят благодарить Иисуса, пришедшего в наши души под видом хлеба и вина, и готовится к Причастию следующего дня.
Продолжаем молиться за Папу, особенно 19 апреля, в седьмую годовщину его избрания, а также 16 апреля – в день его рождения, когда ему исполнится 85 лет. Будем с верой повторять молитву из Preces, которую наш Основатель выбрал из литургического наследия Церкви: Dominus conservet eum, et vivificet eum, et beatum faciat eum in terra, et non tradat eum in animam inimicorum eius . [19]
Также прошу вас молиться обо мне, особенно 20 апреля, в день моего избрания и назначения на пост прелата Opus Dei. Будем поддерживать друг друга consummati in unum [20], в единстве сердец и намерений вместе со святым Хосемарией, который всех нас благословляет с небес. Молитесь о моем путешествии в Камерун во время Пасхальной Недели.
Со всей любовью вас благословляю
Ваш Отец
+ Хавьер
Рим, 1 апреля 2012 год.
1. Святой Хосемария, «Христос проходит рядом» №97.
2. Там же, №96.
3. Там же, №76.
4. Лк 22, 15.
5. Бенедикт XVI, Проповедь во время Мессы in cena Domini 21.04.2011.
6. Лк 22, 24.
7. Бенедикт XVI, Энциклика «Бог есть любовь», 25.07.2005, №13.
8. Бенедикт XVI, Проповедь во время Мессы in cena Domini 21.04.2011.
9. Святой Хосемария, запись семейной встречи, 23.04.1963.
10. Святой Пий X, Quam singulari, 8.08.1910г.
11. Святой Хосемария, запись семейной встречи, 1963.
12. Святой Хосемария, заметки проповеди, 1966.
13. Там же.
14. Мт 9,12.
15. Святой Хосемария, заметки проповеди, 28.05.1964.
16. Ин 20,28.
17. Святой Хосемария, запись семейной встречи, 4.04.1970.
18. Святой Хосемария, запись семейной встречи, 13.04.1972.
19. Пс 40(41), 3.
20. Ин 17, 23.