Послание Прелата (декабрь 2012)

Прелат продолжает размышлять о символе веры. В этом письме он комментирует эти слова: «Верую во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков...».

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

Я написал это письмо накануне моей поездки в Княжество Андорра, чтобы вам отправили его первого декабря. По приглашению Архиепископа я приехал сюда с целью отпраздновать 75-ю годовщину визита святого Хосемарии в эту страну. 2 декабря 1937 года, во время гражданской войны, спасаясь от жестоких религиозных гонений, под явной защитой Божией, он пришел в Сант-Хулия-де-Лория – первый городок на андоррской земле. Здесь, в местной церкви, он со своими спутниками совершил поклонение Пресвятым Дарам (Мессу служить не смог, ведь согласно тогдашним литургическим нормам, евхаристический пост должен был длиться полтора дня). Только на следующий день, 3 декабря, он совершил Святую Жертву в священническом облачении, которое не использовал в течение многих месяцев. Месса проходила в церкви городка Лес Ескальдес, неподалеку от столицы, где находилось их жилище.

Я хотел начать письмо с этих воспоминаний, чтобы мы воздали благодарение Богу за то, что Он Своим особым провидением и заступничеством Пресвятой Богородицы оберегал святого Хосемарию в эти сложные месяцы. Следуя примеру верности нашего Отца, предадим себя с полным доверием в руки Божии, особенно в моменты трудностей. Хороший пример показали наши братья и сестры, которые первыми пришли в Opus Dei в 30-х годах, когда Дело только «начинало свой путь». Они ответили на свое призвание, имея только веру в Бога и святого Хосемарию – ведь тогда не было ничего, кроме веры нашего Отца. Да будем верными инструментами в служении Богу!

В прошлый раз я предложил вам размышлять над первой строкой Символа веры – основы нашего верования. «Веруем в единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого, Творца видимых вещей – таких, как этот мир, в котором мы проводим нашу земную жизнь, и невидимых – чистых духов, называющихся ангелами; а также веруем в Бога – Создателя каждого человека с духовной и бессмертной душой» [1] . Так начинался Символ веры Народа Божия , сформулированный Павлом VI в 1968 году, провозглашенном Годом веры по случаю годовщины мученичества святых апостолов Петра и Павла.

Осознавая неисчерпаемое богатство Богооткровения, Церковь, всегда сопровождаемая Духом Святым, постепенно разумом постигала тайну Пресвятой Троицы. Благодаря усилиям святых Отцов и Учителей Церкви, ей неким образом удалось осветить великую тайну нашей веры, перед которой, как говорил наш Отец, мы «с благоговением замираем», когда день ото дня настойчиво желаем улучшить общение с каждой из трех Ипостасей Божиих.

«Бог един, но не одинок» [2] , – утверждает старинный Cимвол веры. Комментируя его, Катехизис Католической Церкви объясняет : «Отец», «Сын», «Дух Святой» не просто имена, обозначающие виды Божественного бытия, ибо они действительно различны между Собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто есть Отец и Cын» [3] . Не можете представить себе ту радость, которую испытал наш Основатель в Марселе, когда увидел изображение Пресвятой Троицы, высеченное на камне, – он тут же захотел разместить его в часовне Церкви Прелатуры.

Сейчас я остановлюсь на второй строке «Верую». Верую во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено [4] .

Божье творение имеет духовную природу. Поэтому «подобно гносеологическому процессу человеческого разума, с помощью которого человек познает самого себя, создает о себе образ, идею, «концепт» (....) verbum - с латыни, часто означает предвечное Слово, мы осмеливаемся думать о порожденности Сына или о вечном «Понятии», предвечном Слове Бога. В этом творении Бог есть одновременно Отец, Который порождает, и Сын, рожденный в высшей Божественной идентичности, исключающей многобожие. Слово есть Сын, единосущный Отцу, и в Нем есть Единый Бог, открывающийся в Ветхом и Новом Заветах» [5] . Я не буду останавливаться на Лике Духа Святого, Боге едином с Отцом и Сыном.

Несомненно, наш ограниченный разум сталкивается с неясностью, когда размышляет о Том, Кто обитает в неприступном свете [6] . Ни человек, ни ангел, ни какое-либо другое создание не способны разумом понять бесконечную божественную Сущность, если мы ее поймем – значит это не Бог, – гласит известное высказывание. Но несмотря на это, наши души, созданные Богом и для Бога, жаждут лучше узнать Творца и Отца, чтобы любить и прославлять Его, видеть Пресвятую Троицу и радоваться в Ее вечном присутствии.

В связи с этим Бенедикт XVI призывает нас, верующих, никогда не останавливаться на пути познания Бога, не сдаваться перед теми истинами, которые мы способны понять. Истинные радости, – говорил Папа на недавней аудиенции, – способны разбудить в нас здоровое волнение, позволяющее быть более требовательными к себе: любить высшее и глубокое добро, каждый раз осознавать все с большей ясностью, что ничто временное не сможет успокоить наше сердце. И только так мы научимся безоружно тянуться к тому добру, которое мы не способны создать или приобрести своими силами, не будем отчаиваться перед усталостью и препятствиями, порождаемыми нашим грехом [7] .

Святой Ириней Лионский, один из первых Отцов Церкви, старавшийся постигнуть тайну Сотворения Пресвятой Троицей, объяснял: «Есть только один Бог Единый (...): Он Отец, Он Бог, Он Творец, Он Автор, Он Повелитель. Он все сотворил самим собою , то есть Словом Своим и Премудростью Своею.., Сыном и Духом» [8] . И, выражаясь метафорично – ведь неравенство Божественных Ипостасей не имеет места – дополнил, что Сын и Утешитель – это как бы «руки Его» при создании мира. Катехизис Католической Церкви подытоживает: «Творение – общее дело Святой Троицы» [9] . Это абсолютное единство деяния, Каждый из Божественных Ипостасей одинаково участвует в деле сотворения. Так, Отцу принадлежит Начало всего сущего, Сын есть высший образец создания и Святой Дух – Любовь, которая побуждает передавать добро всем созданиям.

Давайте, дочери мои и сыновья, с глубоким почтением размышлять над этими великими истинами. Я настаиваю, чтобы мы молились Богу, как советовал святой Хосемария, стремясь общаться с каждой из Ипостасей Пресвятой Троицы, различая их.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (...). Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть [10] . В Боге Сыне вместе с Отцом и Духом Святым, во всемогуществе, премудрости и любви Единого Бога, находятся первая причина и последняя цель всех духовных и материальных созданий, в особенности человека.

Благость Бога столь велика, что Он пожелал сотворить наших прародителей по образу и подобию Своему [11] , Он сделал их наследниками и оставил глубокий отпечаток – знак участия в несотворенной Премудрости, которая есть Глагол, Он влил в их души разум и свободную волю. Несмотря на это, в мире есть множество душ, которые не знают Его, не обращают на Него никакого внимания, выносят Бога за рамки своей обычной жизни, стремясь поместить человека в центр всего. Какую боль испытывал наш Отец, наблюдая за подобным поведением некоторых людей. В начале 1973 года он прокомментировал это на одной из семейных встреч, молившись вслух: «Они хотят сделать центром Церкви не Бога, а человека. Бессмысленное стремление. Всякое творение создано Богом и для Бога: ó mnia per ipsum facta sunt, et sine ipso factum est nihil, quod factum est (Ин 1, 3). Сделать человека вершиной всего – это ужасная ошибка. Тщетен наш труд, если мы работаем только ради человека. Мы должны трудиться для человека, но из любви к Богу. В противном случае нет в том никакой пользы, так невозможно упорствовать и идти до конца» [12] .

Господь ждет, когда христиане снова начнут прославлять Его – молитвой, жертвой, освящением профессионального труда – и вознесут Его на вершину всех человеческих деяний. Постараемся, чтобы Он царствовал как можно глубже в наших сердцах, учением Церкви оживим гражданское общество и его учреждения. «Отчасти от нас зависит, – повторял наш Отец, – чтобы много душ не блуждали больше во тьме, но шли по пути, ведущему к жизни вечной» [13] . С каким почитанием мы молимся Preces Ad Trinitátem Beatíssima? Благодарим ли за Ее бесконечное совершенство? Как сильно мы любим тайну, что является центральной для нашей веры и жизни в целом?

Завтра начинается Адвент, литургическое время для подготовки к Рождеству Христову. Первая неделя предвещает события, которые произойдут в конце времен, когда Иисус Христос придет во славе, чтобы судить людей и властвовать над Своим Царством. Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь (...) чтобы с достоинством предстать пред Сына Человеческого [14] . Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут [15] . Мы знаем, что в Библии Слово Бога стоит в начале всего творения: все создания, начиная с космических элементов (солнце, луна, небосвод), подчиняются Слову Бога, они существуют, потому что были призваны этим Словом. Сила творения Слова Божьего сосредоточилась в Иисусе Христе, Слове, ставшем плотью, и проходит через Его земные слова – истинный небосвод, который направляет мысли и пути человека на земле [16] . Поэтому давайте размышлять над словами Христа, которые мы слышим в Евангелии и во всем Новом Завете. Постараемся извлечь новый свет из этих размышлений и следовать ему в нашей повседневной жизни. Я настаиваю, соглашаясь с нашим Отцом, чтобы каждое мгновение вашей молитвы было живым усиленным диалогом с Богом: Господь видит нас, слышит, Он с нами – со своими дочерьми и сыновьями.

Не будем забывать, что с 17 декабря Церковь повторяет великие антифоны, с которых начинается непосредственная подготовка к Рождеству. Первый антифон : О Премудрость, исходящая из уст Всевышнего, Ты объемлешь все от края и до края земли, управляешь силою и сладостью своею, приди и укажи нам путь спасения [17] . Это первое воззвание воплощенного Слова, чье рождение от Девы Марии мы скоро будем праздновать. Премудрость, рожденная в Вифлееме, премудрость Божия есть (...), это значит, что на протяжении долгого времени Божий замысел был скрыт и что Сам Бог открыл историю спасения . В полноте времен Премудрость приняла человеческий образ – Лик Иисуса Христа [18] .

Давайте с верой подготовимся к этому празднику, торжеству настоящей радости. Переживем его со смирением и в единении со всеми верными Дела. Давайте подойдем к этому празднику с твердой решимостью созерцать безграничное величие и смирение Иисуса Христа, который принял нашу природу – еще одно доказательство Его любви к нам, и непрестанно будем смотреть на Марию и Иосифа, замечательных учителей молитвы и любви к Богу.

Слово, которое стало плотью, – это Вечный Глагол Бога, через который мы приобрели звание детей Божиих: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мы ими и являемся! [19] Святой Хосемария также замечает, что мы являемся детьми Божиими, братьями Слова, ставшего плотью, – Того, о котором было сказано: в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Детьми Света, братьями Света – вот кем мы являемся. Носителями того единственного пламени, которое способно возжечь сердца человеческие [20] . Да возгорится в нас это желание при приходе Господа на землю, подумаем о том, как мы можем лучше подготовиться к встрече с Иисусом, к жизни с Ним, как мы можем уподобиться Ему.

В середине прошлого месяца я ездил в Милан, где меня уже долго ждали. Я был там только на выходных, но мое пребывание было очень насыщенным, так как у меня была возможность встретиться с моими дочерьми и сыновьями из северной Италии и со многими другими людьми, которые участвуют в духовном образовании Прелатуры. Я старался привести их к осознанию необходимости углублять веру во время этого Года веры, испрашивая у Господа обильную благодать, чтобы в разуме и жизни многих укоренились с еще большей силой три теологические добродетели и чтобы Бог помог нам стать лучшими Его детьми.

Год веры, Рождество – это прекрасное время, чтобы заботиться об апостольстве, ощущать себя напрямую связанными со всем человечеством.

Я напомню вам, чтобы вы помогали мне достигать осуществления тех намерений, которые я ношу в душе, с убеждением, что мы должны быть в Церкви и через Церковь á ceis ordiná ta [21] , войском радости и мира, чтобы служить всем душам. Переживем Новенну, крепко держась за руки Пресвятой Богородицы, и будем благодарны за Ее святой ответ.

Со всей любовью вас благословляет

Ваш Отец

+Хавьер

Андорра, 1 декабря 2012 года.

[1] Павел VI, Символ веры Народа Божия, 30.06.1968.

[2] Fides Dámasi (DS 71) Символ веры, признанный Папой святым Дамаском.

[3] Катехизис Католической Церкви, № 254; текст взят из XI Толедского Собора 675 года (DS 530).

[4] Римский Миссал, Никео-Константинопольский символ веры.

[5] Блаженный Иоанн Павел II, дискурс на общей катехизе, 06.11.1985 № 3.

[6] 1 Тм 6,16.

[7] Бенедикт XVI, дискурс на общей аудиенции, 06.11.1985, №3.

[8] Святой Ириней Лионский, Против ересей 2, 30. 9 (PG7, 822).

[9] Катехизис Католической Церкви, № 292; Святой Ириней Лионский, Против ереси 4, 20, 1 (PG 7, 1032).

[10] Ин 1, 1-3.

[11] Вых 1, 26.

[12] Святой Хосемария, Записки семейной встречи 01.01.1973.

[13] Святой Хосемария, Послание 22.03.1940, № 3.

[14] Римский Миссал, Первое Воскресенье Адвента, Евангелие (С) (Лк 21, 36).

[15] Мк 13, 31.

[16] Бенедикт XVI, слова во время Ангеля Господня. 18.11.2012.

[17] Литургия часов, накануне 17 декабря, Antífona ad Magníficat.

[18] Бенедикт XVI, проповедь накануне 17 декабря 17.12.2012.

[19] 1 Ин 3,1.

[20] Святой Хосемария, Христос проходит рядом № 66.

[21] Песн 6,4.