Послание прелата (январь 2014 г.)

«Чувствовать, что мы братья и сестры друг другу, и вести себя соответственно – это дар от Бога».

Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!

Еще звучат в наших душах и во всем мире ангельские слова, возвещенные пастухам в Вифлееме, над которыми мы размышляем в Рождество: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения» [1] . Прославление Бога через воплощение и рождение Его Единородного Сына неразрывно связано с миром и братством между людьми. Мы можем и должны называть друг друга братьями и сестрами, и это обуславливает реальность, что мы все дети Единого Отца, Бога, создавшего нас по Своему образу и подобию. Божественное Слово, воплотившееся как Глава всего человечества, спасло нас от греха, предоставило нам дар богосыновства. Это величайшая новость, которую ангел объявил в Вифлееме не только детям Израиля, но и всему человечеству: «Вот я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». [2]

Созерцание Иисуса на руках Марии под внимательным наблюдением Иосифа полностью заполняет наши мысли в эти святые праздничные дни. Внимательно взирая на это беспомощное Дитя – вечное Слово Божие, Творца неба и земли, Который сделал Себя равным нам во всем, кроме греха [3] , мы совершали много актов поклонения и благодарения, понимая, что никогда не сможем отплатить Ему за то, как сильно Он любит нас. Давайте же продолжим делать это и впредь – в Новом году и всегда, принимая приглашение святого Хосемарии: « ut in gratiarum semper actione maneamus ». Будем постоянно благодарить за все дары, что Бог даровал нам и что дарует в будущем: о которых мы уже знаем и еще нет, за дары великие и малые, духовные и материальные, за те, что наполнили нас радостью или, возможно, оставили за собой след печали. Вслед за нашим Отцом, я настойчиво говорю себе и вам: Воздадим благодарения: за все, ибо все есть хорошо [4] .

Мы начинаем вторую часть Рождественского времени Торжеством Божественного Материнства Марии. Наш взгляд сосредоточен на этом несравненном создании, Кто с такой великой простотой: «Вот я – раба Господня», [5] – открыл путь воплощению Слова и сделал нас детьми Бога в Иисусе Христе, братьями и сестрами в союзе более крепком, чем наша связь по происхождению от Адама и Евы. О, Мать, Мать! Твоими словами – «Да будет»  – Ты сделала нас братьями Бога и наследниками Его славы. Благословенна Ты! [6] . Таким образом стало реальностью одно из самых глубоких устремлений человеческого сердца – неуемная тоска по братству, которая побуждает нас к общению с другими и дает возможность увидеть их не как врагов или соперников, но как братьев и сестер, принятых и признанных [7] .

Любить окружающих нас мужчин и женщин истинной братской любовью – это одна из характерных особенностей христианской миссии. Иисус особо обратил на это внимание апостолов: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы возлюбите друг друга. По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» [8] . И наш Отец заметил: Мы должны возродить чувство братства, которое так глубоко ощущалось в раннем христианстве [9] . Ты и я, действительно ли мы поступаем так? Насколько усердно мы молимся за всех мужчин и женщин? Насколько мы заинтересованы в их жизнях?

Новая заповедь любви помогает понять, что христианское братство не может быть сведено к простой солидарности, это не только вопрос сходства характеров, общих интересов и вкусов. Она побуждает нас искать Христа в других; даже больше – она помогает нам все более и более походить на Него, до тех пор, пока мы не сможем сказать, что мыстали alter Christus, другим Христом, ipse Christus, самим Христом. Это стремление выражается в любви и служении нашим братьям и сестрам, как Сам Бог любит их и служит им.

Эти два аспекта: видеть Христа в других и позволить увидеть Христа в себе, – дополняют друг друга. Так, мы избегаем риска любить окружающих по принципу их привлекательности для нас, за их хорошие качества, за выгоды, которые мы можем получить от общения с ними. Мы избегаем риска оттолкнуть их, обнаружив их недостатки и ограниченность, отрицательные качества их личности. Если это искушение возникает, нам нужно пристально смотреть на Иисуса , кроткого и смиренного, Который отдает Свою жизнь за нас в любой момент и по любому поводу, Который не отвергает никого, Который идет на поиски грешников, чтобы привести их обратно к Богу.

Братство между всеми людьми проистекает из веры и от осуществления нашей личной свободы. Христианская свобода идет изнутри, от сердца, от веры. Но это не что-то личное, это выражается и внешне, – писал наш Отец – Одной из характерных особенностей жизни первых христиан было братство. Вера, которая приносит с собой огромный дар Божьей любви, сократила и преодолела все различия, все барьеры: «Нет уже ни иудея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского: ибо вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). Зная, что мы действительно братья и сестры, и любя один другого вне различий расы, социального положения, культуры или идеологии, принадлежать к сущности христианства [10] .

Во времена первой евангелизации, произошедшей после Вознесения нашего Господа на небеса, братская любовь (особенно с наиболее нуждающимися физически или духовно и даже с гонителями) была одним из ключевых элементов быстрой экспансии христианства. «Посмотрите, как они любят друг друга», – согласно Тертуллиану сказали язычники, пораженные сообщением Христа. И тут же Тертуллиан добавляет: «Посмотрите, как христиане готовы умереть один за другого, в то время как эти готовы убить один другого» [11] .

Никогда еще коммуникация не была так доступна и быстра, как в наши дни. Этот факт должен также укрепить чувство единства между людьми по всему миру. Тем не менее, Папа Бенедикт XVI писал: «Общество становится все более глобализированным, что делает нас всех соседями, но не делает нас братьями. Разум сам по себе способен постичь равенство между людьми и дать стабильность их гражданскому сосуществованию, но не может установить братство. Это происходит в трансцендентном призвании от Бога Отца, Который первым возлюбил нас через Сына. Это и есть братская любовь» [12] .

Как я уже заметил, святой Хосемария проповедовал без устали о большой значимости Новой Заповеди, которая по его указанию была написана на мемориальной доске в первом апостольском начинании Опус Деи – Академии DYA 80 лет назад. Но и до того, в своей семье, святой Хосемария научился служить другим, забывая о себе. Глубокий христианский пример родителей помог ему запечатлеть в сердце – сначала в детстве и позже в юношестве – братский дух по отношению ко всем людям, что проявлялось в конкретных делах: раздавать милостыню нуждающимся, помогать товарищам по учебе, тем самым делать себя доступным для духовных потребностей других…

Эти и многие другие уроки из жизни нашего Основателя могут помочь нам лучше подготовиться к празднику 9 января, к годовщине его рождения. Эта дата напоминает нам, что Господь выбрал святого Хосемарию отцом и патриархом духовной семьи Опус Деи (семьи, не ограниченной расой, языком или национальностью), которая должна была родиться в лоне Церкви. Благодаря своему отцовству, проникнутому любовью и самоотдачей, Отец показал нам луч Божьего Отцовства по отношению ко всему человечеству и научил нас быть хорошими детьми Бога, настоящими братьями нашим коллегам и всем окружающим.

Папа Франциск в послании на Всемирный День Мира затронул ту же тему. Вначале он говорит о том, на что я указал вам, вспоминая жизнь нашего Основателя. Братство, – утверждает Папа, – как правило, в первую очередь познается в семье, благодаря ответственным и взаимодополняющим ролям каждого ее члена, особенно отца и матери. Семья является источником понимания братства и становится основой и дорогой к миру [13] .

Все, что сделано в пользу семьи: в защиту ее природы, основанной на божественном плане, в защиту единства семьи и ее открытости к жизни, в защиту семьи как источника, где зарождается призвание к служению, – имеет положительное влияние на состояние общества и на законы, регулирующие общественные отношения. Давайте молиться каждый день за семьи во всем мире и за законодателей, в то же время пусть каждый из нас стремится защищать, в пределах своих возможностей, этот естественный институт, который так необходим для благополучия общества. И давайте особым образом молиться в следующие месяцы за Внеочередное Собрание Архиерейского Синода, которое Папа созвал на октябрь, чтобы понять, как лучше всего проводить новую евангелизацию в области семейной жизни.

Последние дни я снова размышлял над проповедями нашего Отца (я рекомендую вам вновь и вновь обращаться к этим текстам, они обогатят вашу внутреннюю жизнь) и обратил внимание на некоторые слова, которые с невероятной ясностью выражают причину рождения Христа. Наш Бог пришел принести мир, хорошие вести и жизнь всем людям. Не только богатым или бедным. Не только мудрым или простакам. Каждому, нашим братьям, нам – детям Единого Бога Отца [14] .

Чувствовать, что мы братья и сестры друг другу, и вести себя соответственно – это дар от Бога. В основе братства находится Божье отцовство. Мы не говорим о родовом отцовстве – нечетком и исторически безрезультатном, но скорее о специфической и необычайно конкретной персональной любви Бога к каждому мужчине и каждой женщине (Мф. 6:25-30). Это отцовство эффективнейшим образом порождает братство, потому что любовь Бога, однажды принятая, становится самым действенным средством для изменения наших жизней и отношений с другими, открывая для нас путь солидарности и неподдельной щедрости.

«Особым путем, – продолжает Папа, – человеческое братство воссоздается в Иисусе Христе и через его смерть и воскресение. Крест – это конечное основополагающее местоположение этого братства, которое люди не способны породить сами. Иисус Христос, принявший человеческую природу, чтобы искупить ее, любя Отца до смерти на кресте (Флп. 2:8), Своим воскресением сделал нас «новым человечеством» в полном согласии с Божьей волей, с Его планом, который включает полное воплощение нашего призвания к братству» [15] .

Потому как это Божий подарок, поощрять развитие братского чувства – это задача, которую Господь доверяет каждому из нас и от которой мы не можем уклоняться. Со здоровым реализмом и без капли пессимизма наш Основатель писал: Жизнь не романтическая сказка. Христианское братство не что-то, однажды пришедшее с небес для всех и каждого, но это реальность, которая должна продолжать строиться каждый день на фоне ежедневных тягот жизни, с конфликтами интересов, напряженностью и борьбой, в ежедневном контакте с людьми, которые кажутся нам недалекими из-за нашей собственной ограниченности [16] .

Я не могу не упомянуть о нашем любимом Доне Альваро. В определенном смысле можно рассматривать 2014 год как год Дона Альваро: в марте мы будем праздновать столетие со дня его рождения и позже надеемся, исполненные радости, присутствовать на его беатификации. Мои дочери и сыновья, это еще одна причина благодарить Бога и одновременно приглашение подготовить себя настолько хорошо, насколько это возможно, к этим замечательным праздникам. Давайте более глубоко жить духом родства и братства.

Как вы знаете, 23 декабря я был на аудиенции у Папы. В дополнение к благословлению на апостольское служение всем преданным Прелатуры: мирянам, священникам и особенно больным, – он призвал нас продолжать апостольскую деятельность во всех странах, где живут верующие Прелатуры. Особенно он призвал нас совершать плодотворное апостольство исповеди – таинства Божьего милосердия.

Сразу после Рождества я совершил небольшое путешествие по местам, где жили Иисус, Мария и Иосиф. Помимо встречи с вашими сестрами и братьями, которые живут там, я посетил место, где возводится Saxum – будущий центр, строящийся в память Дона Альваро, что было решено на Генеральном конгрессе 1994 года. Давайте молиться с рвением и настойчивостью, чтобы этот проект уверенно продвигался вперед, и давайте стараться помогать, в соответствии с личными обстоятельствами, в поиске необходимых средств. С каким нетерпением я ожидаю духовных благ, которые можно будет получать посредством этого апостольского инструмента.

Как всегда, мне бы хотелось (больше и больше!) провести эти праздничные дни вместе с вами. Так я и сделал: взял каждого из вас в часовни и вертепы тех центров, где я был.

Со всей любовью вас благословляет на Новый год,

Ваш Отец,

+ Хавьер

Рим, 1 января 2014

[1] Лк 2:14.

[2] Лк 2:10.

[3] Евр 4:15.

[4] Св. Хосемария, Путь №512.

[5] Лк 1:38.

[6] Св. Хосемария, Путь № 512.

[7] Папа Франциск, Послание на Всемирный день мира , 8.12.2013, №1.

[8] Ин 13:34-35.

[9] Св. Хосемария, Беседы с отцом Хосемария Эскрива , №61.

[10] Св. Хосемария, Las riquezas de la fe , Los Domingos de ABC, 2.11.1969.

[11] Тертуллиан, Апологетик 39, 7 (CCL 1, 151).

[12] Папа Бенедикт XVI, Charitas in veritate , 29.06.2009 n 19.

[13] Папа Франциск, Послание на Всемирный день мира , 8.12.2013, №1

[14] Св. Хосемария, Христос проходит рядом , № 106.

[15] Папа Франциск, Послание на Всемирный день мира , 8.12.2013, №3.

[16] Св. Хосемария, Las riquezas de la fe ,Los Domingos de ABC, 2.11.1969.