Послание прелата (Июль 2016 г.)

«“Удостоверение личности” христианина – это радость», – пишет прелат в своем письме, повторяя высказывание Святого Отца. Наша радость даже среди невзгод – вот евангельский способ принести утешение тому, кто нуждается в нем.

Возлюбленные: да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

На протяжении последних месяцев мы стараемся вывести на первый план практику дел милосердия. Остановимся сегодня на одном из них, которое прямо упоминает Иисус в Своем наброске программы христианского пути–заповедях блаженства: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».[1]

Речь идет о деле милосердия, которое, как и прощение обид, позволяет нам уподобиться Богу, подражать Ему. Уже в Ветхом Завете, Господь возвещает: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас».[2] И Иисус на Тайной вечере явил это утешение наиболее совершенным из возможных образом, пообещав послать Духа Святого, божественную Личность, Которой приписывается (ибо Она – Любовь сущая) миссия утешать христиан в их невзгодах и вообще укреплять страдающих, дабы преодолели они всякого рода зла.

Дети мои, глядя на ситуацию в мире, мы понимаем, что много есть тех, кто плачет и страдает. Драмы войны порождают огромные трагедии, которые не могут оставить нас равнодушными; чрезвычайное положение иммигрантов и вопиющие к небу несправедливости заставляют проливаться потоки слез. Особым образом я думаю сейчас о тех, кто терпит невзгоды, отстаивая свою веру и даже рискуя порой ради этого своей жизнью.

Читая ваши письма и разговаривая с вами, я всем сердцем разделяю ваши радости, а также ваши боли и печали. Сколько семей глубоко терзает сознание того, что один из их членов живет вдали от Христа, или ощущение собственного бессилия при виде страданий больного! Мы – люди, чья жизнь проходит среди мира сего, и потому вполне логично, что драмы нашего времени –бедствие наркомании, кризис семейных уз, лед индивидуализма, экономический кризис –непосредственно затрагивают нас.

Осознание этой реальности не должно повергать нас в уныние. Мы уверены, что, – если пребудем с Сердцем Иисуса, то найдем утешение, и не только в жизни вечной. Уже здесь, на этой земле, Господь утешает нас Своей близостью. Как любящий отец, Он никогда не оставляет нас одних. Св. Хосемария всегда учил, что корень сверхъестественной радости христиан кроется в сознании нашего богосыновства. «Для меня всегда было огромным утешением столь присущая детям Божьим уверенность в том, что мы никогда не остаемся одни, потому что Он всегда с нами. Неужели вас не трогает эта любовь Блаженнейшей Троицы, никогда не покидающей Свои творения?».[3]

Давайте вспомним, что среди причин преображения языческого мира на заре христианства, называют и пример наших предшественников, первых крещеных, не терявших сверхъестественной радости перед лицом тягот и гонений, которые они претерпевали из любви ко Христу. В книге Деяний с особым упором отмечается, что апостолы, которых бичевали за проповедь Евангелия, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».[4]

И сегодня сверхъестественная и человеческая радость последователей Христа даже среди самых серьезных трудностей должна быть подобна магниту, способному привлечь тех, кто погружен в уныние или отчаяние, так как не знает, насколько любит их Бог. «Христианин живет в радости и восторге благодаря Воскресению Христа. Как мы видим в Первом послании Петра (1, 3-9), никакие испытания не лишат нас радости от того, что Бог соделал в нас... “Удостоверение личности” христианинаэто радость: радость Евангелия, радость сознания того, что Иисус избрал его, Иисус спас его, Иисус возродил его; радость надежды на то, что Иисус ждет нас, радость, которая даже под бременем крестов и страданий этой жизни выражается иначе, которая есть мир с уверенностью в том, что Иисус сопутствует нам, Он с нами. Христианин умножает эту радость упованием на Бога».[5]

В этом контексте богословской веры и надежды становится понятной та уверенность, с которой наш Отец мог говорить, что «Радость – достояние христианина; мы владеем им, пока сражаемся, ибо радость - это следствие мира»,[6]а также что она «коренится в самом Кресте».[7]

Христианину, осознающему себя чадом Божьим, легче избавиться от бремени грусти. Он может страдать телом и душой, но даже тогда сознание его богосыновства, рожденное в нем действием Святого Духа, придает ему новых сил, чтобы идти вперед semper in lætitia (лат.: «всегда в радости»)! Как советовал св. Хосемария,«сражаясь с упорством, мы идем вперед по пути и освящаемся. Нет ни одного святого, которому не пришлось бы тяжко сражаться. Наши недостатки не должны повергать нас в уныние и упадок духа. Ведь уныние может вызываться гордыней или усталостью: но в любом случае тот, кто обращается к Доброму Пастырю и откровенно говорит с Ним, найдет необходимое средство. Всегда есть решение, даже если ты допустил тягчайшую ошибку!»[8]

Надежное средство избежать уныния и вырваться из его клещей – это вместе с Иисусом открыть свое сердце перед Дарохранительницей и перед тем, кто как Его орудие ведет душу по тропам духовной жизни. Мы должны всегда помнить и воплощать в жизнь совет, который давал св. Хосемария: «когда наступит трудный момент дня, когда уныние рвется в наши души, когда мы ощущаем тяжесть жизни, вознесите сердца к Богу, говоря: «miserere mei Domine, quoniam ad te clamavi tota die: lætifica animam servi tui, quoniam ad te Domine animam meam levavi» –«Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс 86/85/, 3-4).[9]

Какой же прекрасный труд совершают христиане, утешая раненных мелкими или крупными невзгодами, отнимающими у них мир! Нужно не только молиться о них, но и воспитывать в себе теплоту и открытость, так как многие души ищут всего лишь терпеливого слушателя, с которым можно было бы поделиться своими проблемами. Сколько печальных лиц мы встречаем на нашем земном пути, потому что никто не научил их предавать себя Господу, и с каким же братским утешением мы должны принимать их! «Сколько слез проливается каждое мгновение в мире! И каждая из них отличается от других! А вместе они образуют океан скорби, умоляющий о милосердии, сострадании, утешении. Самые горькие слезы проливаются из-за порочности человеческой: это слезы тех, из чьих рук вырывают близкого человека, слезы бабушек и дедушек, матерей и отцов, слезы детей... Мы нуждаемся в милосердии, утешении, снисходящем от Господа. Мы все в них нуждаемся. В этом наше убожество, но, в то же время, и наше величие: взывать об утешении от Бога, Который грядет, дабы Своей нежностью осушить слезы на наших глазах».[10]

Так вел Себя Учитель на Своем пути среди людей. Движимый Своим милосердием, Он остановился на дороге, чтобы утешить наинскую вдову, оплакивавшую смерть единственного сына. Так же Он повел Себя в Вифании с Марфой и Марией, скорбевшими об умершем брате Лазаре. Господь оплакивал судьбу, которая должна была постичь Иерусалим.[11] В начале Своих Cтрастей, уже будучи в саду Елеонским, Он так страдал, что обливался кровавым потом и позволил «ангелу –творению– утешать Его (см. Лк 22, 39-46). Что может быть более ясной демонстрацией человечности, чем позволить утешать Себя, т.е. допустить поддержку, которую другой оказывает нам, чтобы укрепить наш в нашей слабости, немощи, упадке духа?»[12]

Давайте же, следуя стопами Учителя, утешать нуждающихся в этом. Это то, что лежит в самой сути христианского Духа. И св. Франциск возносил к Господу молитву, которую повторяют вот уже многие поколения: «Господи, соделай меня орудием Твоего мира, чтобы я приносил: любовь там, где ненависть, прощение там, где обида, примирение там, где раздор, веру там, где сомнение, радость там, где печаль, надежду там, где отчаяние, свет Твой, где тьма».[13]

22 июля мы вспоминаем Марию Магдалину. Несколько дней назад Папа Римский возвел ее литургическую память в статус праздники. Слезы покаяния стерли все ошибки ее прошлой жизни и позволили ей соединиться с Господом в Его Страстях и в Его Воскресении, как никакая другая святая женщина, за исключением, конечно же, Преблагословенной Приснодевы. Обратимся же к Матери Божьей и к Матери нашей во всех наших нуждах. Она – скорбящим Утешение, грешникам Прибежище, верным Помощь, и никогда не прекращает заботиться о нас. «“Мама!” – Взывай к Ней громче. Она тебя слышит, Она видит, что ты в опасности. Она покроет тебя благодатью Сына и успокоит, и утешит. И ты почувствуешь себя окрепшим для новых сражений».[14]

Давайте молиться о Папе и в его намерениях. Будем духовно сопровождать его в апостольской поездке в Польшу по случаю Всемирного дня молодежи, который пройдет в Кракове.

С любовью вас благословляю,

ваш Отец

+ Хавьер

Экс-ан-Прованс, 1 июля 2016 года.


[1] Мф 5, 4.

[2] Ис 66, 13.

[3] св. Хосемария, “A solas con Dios”, п. 143 (AGP, biblioteca, P 10).

[4] Деян 5, 41.

[5] Папа Франциск, проповедь в доме св. Марфы, 23 мая 2016 г.

[6] св. Хосемария, «Кузница», п. 105.

[7] там же, п. 28.

[8] св. Хосемария, послание от 28 марта 1955 г., п. 25.

[9] св. Хосемария, послание от 9 января 1932 г., п. 15.

[10] Папа Франциск, молитвенное бдение об «утирании» слез, 5 мая 2016 г.

[11] ср. Лк 7, 11-13; Ин 11, 17 сл.; Лк 19, 41-44.

[12] св. Хосемария, послание от 29 сентября 1957 г., п. 34.

[13] Простая молитва, приписываемая авторству св. Франциска Ассизского.

[14] св. Хосемария, «Путь», п. 516.