Послание Прелата (ноябрь 2012)

Начинается серия писем, в которых Прелат размышляет о символе веры. В ноябре он предлагает подумать о Боге-Отце.

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

Внимая голосу преемника Петра, Церковь желает, чтобы все верные вновь утвердились в своем единении со Христом, чтобы мы сосредоточеннее размышляли над истинами, открытыми нам Богом. Она просит нас ежедневно обновлять горячее стремление с радостью следовать по указанному Им пути и, вместе с тем, прилагать больше усилий в апостольском служении, чтобы все люди на свете могли познать Христа. Давайте поблагодарим Пресвятую Троицу за ту великую поддержку, которую, в этом у меня нет ни малейших сомнений, Она дарует многим душам в эти месяцы – и постараемся щедро ответить на эту небесную благодать.

В течение следующих месяцев я собираюсь обращаться к одному из пунктов учения католической веры, чтобы каждый из вас в молитве размышлял над ним и старался сделать практические выводы в своей жизни. Святой Отец советует нам внимательнее рассмотреть статьи Катехизиса, посвященные основам «Верую». «Где находится самая главная формула нашей веры? – задается вопросом Бенедикт XVI. – Где найти истину, которую так достоверно нам передали и которая является светом в нашей повседневной жизни?» [1] Сам же Папа нам отвечает: «В Верую, в Исповедании веры, в Символе веры мы соединяемся с событиями, происходящими с Ликом и жизнью Иисуса из Назарета. Слова апостола Павла, обращенные к христианам из Коринфа, становятся действительностью: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (...)» (1Кор 15, 3-4) [2] .

По случаю Года веры, провозглашенного Павлом VI в 1967 году, святой Хосемария призывал заглядывать глубже в содержание Символа Веры. Давайте время от времени прибегать к его совету. Подчеркнув в очередной раз, что в Opus Dei мы всегда и всё sentíre cum Ecclésia, переживаем вместе с Церковью Христовой, нашей Матерью [3] , он добавил: «Поэтому я хочу вместе с вами сейчас кратко и лаконично вспомнить основные истины святого Символа веры – тот вклад, который Бог открыл и доверил Церкви» [4] . Постоянно, но особенно в этом году, я настаиваю на том, чтобы вы с усердием распространяли доктрину Церкви. Каждый день мы все отчетливее видим эту необходимость, ведь множество людей, называющих себя христианами, и даже католиками, не способны аргументировать причины своей веры, тем, кто никогда не слышал о Евангельской вести или недостаточно знает об истине, переданной Апостолами и верно сохраняемой Церковью.

Бенедикт XVI выразил свое страстное желание, чтобы в этом году с помощью молитвы и размышления над Символом веры мы углубили наши познания о важнейших истинах веры: о Боге, человеке, Церкви, социальной и космической реальностях. Я хочу, чтобы всем стало ясно, что данные утверждения, или истины веры (fides quoe), непосредственно соединены с нашей повседневностью , они требуют обращения, дающего возможность по-новому поверить в Бога ( fides qua ). Познание Бога, встреча с Ним, всматривание в черты Его лика приводят в действие нашу жизнь, позволяют Ему проникать глубоко в сознание человека [5] .

Существует два неразделимых аспекта изучения доктрины Церкви: принять истины веры разумом и с помощью воли воплотить их в наших поступках, в самых малых делах, особенно в нашем повседневном труде. Наш Основатель писал: «В высшем и освободительном акте свободы нужно повиноваться как внутренним побуждениям Духа Святого, так и внешним утверждениям веры. Послушание личным вдохновениям Духа Святого не идет во благо той душе, которая оспаривает положения, заверенные доктриной Церкви» [6] .

Вывод ясен – стоит любить и стараться узнавать лучше доктрину Христа, и таким образом передавать ее другим. Мы сможем этого достичь с Божией помощью, внимательно останавливаясь и размышляя над догматами веры. Недостаточно теоретического обучения, нужно открыть глубокую связь между истиной, которую мы исповедуем в Символе веры, и нашей повседневностью, чтобы на самом деле эта истина стала – как и была – светом, освещающим наши дни, водою, орошающей наш путь, жизнью, преодолевающей забытье современной жизни. «Верую» прививает христианину моральные ценности, в Символе веры человек находит причины и основание своего существования [7] . Давайте с благочестием молиться и размышлять над исповеданием веры, прося Духа Святого научить нас любить и глубже осваивать эти истины.

Поэтому в апостольских разговорах, в доктринальном образовании для тех, кто приближается к деятельности Прелатуры, мы постоянно прибегаем к изучению и повторению Катехизиса Католической Церкви и Компендиума . Нам, священникам, также следует часто ссылаться на эти издания в проповедях и размышлениях. Итак, будем стараться искать ответы в тех или иных жизненных ситуациях, обращаясь к статьям Катехизиса . Я часто вспоминаю о том, как святой Хосемария перечитывал Катехизис святого Пия V (современный Катехизис еще не был издан) и Катехизис Пия X, рекомендуя всем его во время бесед.

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого [8] . Первая статья Символа веры выражает веру Церкви в существование единого Бога, творца, хранителя всех благ, который управляет всей Вселенной, но особенно, с помощью своего провидения, человеком. Несомненно, если мы посмотрим чистыми глазами на творение, то заметим, как громко оно свидетельствует о Боге, нашем Создателе. Как Господь наградил Петра через его веру, сделав его Главою Церкви Святой (Мф 16, 13-19), так награждает и нас, верующих христиан, новой ясностью: познанием Бога через Его творение; Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1, 20) [9] . Я еще раз настаиваю, произносите Символ веры с новой верой, с новой радостью, обретая утешение в этих истинах, так необходимых всем христианам.

Мы знаем, что человеческая природа глубоко повреждена из-за первородного греха, поэтому человеку очень трудно познать единого истинного Бога одним лишь светом своего разума [10] . Именно по этой причине Бог, во всей Своей бесконечной премудрости и благости, открывает Себя человеку постепенно в Ветхом Завете и через Иисуса Христа завершает полноту Своего откровения. Через Своего Сына, Который стал человеком, Бог ясно показывает нам не только правду, затуманенную грехом, но и близость к Его божественной жизни. Единая божественная природа включает три различных Лица: Отца, Сына и Святого Духа, неразрывно связанных в удивительном и неописуемом общении любви. «Тайна Пресвятой Троицы – центральная тайна веры и христианской жизни. Это тайна Бога в Себе. Поэтому она составляет источник всех других тайн веры и свет, их озаряющий» [11] . «Троица есть тайна веры в строгом смысле слова, «одна из тайн, сокровенных в Боге, которые не могут быть познаны, если не открыты свыше» (Ватиканский Собор I DS 3025)» [12] .

То, что Бог открывает нам Свою тайную жизнь, чтобы мы стали частью этого сокровища, является самым драгоценным для нас подарком, безвозмездным даром, исключительным плодом Его доброты. Поэтому уместен совет нашего Отца: «Мы должны всегда молиться «Верую» с духом поклонения, любящего созерцания и восхваления» [13] .

Прошу святого Хосемарию, чтобы все мы с таким же старанием произносили сredo, верую, как это делал он на протяжении дня, в разных обстоятельствах жизни. Он также советовал нам: «Учись славить Отца, Сына и Святого Духа. Научись особым образом почитать Пресвятую Троицу: верую в Бога Отца, верую в Бога Сына, верую в Бога Святого Духа. Уповаю на Бога Отца, уповаю на Бога Сына, уповаю на Бога Святого Духа. Люблю Бога Отца, люблю Бога Сына, люблю Бога Святого Духа. Верую в Пресвятую Троицу, уповаю на Нее и люблю Ее» [14] . И затем добавлял: «Почитание Пресвятой Троицы совершенно необходимо как духовное упражнение для души. Оно идет из самого сердца, хотя и не всегда выражается в словах» [15] . Берем ли мы во внимание советы нашего Отца? Хотим ли на самом деле «верить», как того желает Бог? Не сомневаемся ли, что Бог всемогущий и вечный?

Первая статья Символа веры является прочным фундаментом, на котором строится наша вера и христианское поведение. Накануне провозглашения Года веры Бенедикт XVI сказал, что из Второго Ватиканского Собора мы должны вынести один простой, но важный урок: христианство, его сущность, состоит в вере в Бога – в любви между Тремя Лицами Пресвятой Троицы и в личной и общинной встрече со Христом, который ведет и направляет нашу жизнь, а все остальное вытекает из этого. Собор напоминает нам, что у Церкви, у всех ее членов, есть задание, поручение распространять спасительную любовь Божию, чтобы божественный призыв, наше вечное блаженство, был услышан и принят многими людьми [16] .

Поэтому необходимо все глубже погружаться в первую статью «Верую». Верую в Бога! – первое и основное утверждение Символа веры. Весь апостольский Символ веры говорит о Боге. Если он говорит о человеке или о мире, то только в соотношении с Богом. Все статьи «Верую» зависят от первой и позволяют нам лучше познать Бога таким, каким Он открывался людям. Мы должны неустанно передавать другим имеющиеся основы веры. Как я уже говорил в начале письма, у нас достаточно благодати Божией, чтобы выполнить это задание.

В течение ноября Литургия Церкви приглашает нас особым образом размышлять над вечными истинами. Вместе со святым Хосемарией я повторяю: «Мы никогда не должны потерять из вида ту цель, к которой призваны. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16, 26) . Единственное важное – это наша конечная цель, между прочим сверхъестественная, которая собирает, совершенствует и поднимает наши земные дела. Ведь благодать рассчитывает на нашу человеческую природу, исцеляет и возвышает ее» [17] .

Мы должны быть уверены в том, что жизнь согласно «Верую» поможет нам лучше понять и полюбить нашу зависимость от Бога, вкушать безграничную радость от сознания себя детьми Божиими. Катехизис Католической Церкви напоминает нам, что вера имеет неоценимые последствия для всей жизни. В первую очередь, она подталкивает нас познавать могущество и Божие величие, поклоняясь Ему. Верить – значит превращать всю жизнь в благодарение за все Его благодеяния; познавать единство и истинное достоинство всех людей, созданных по образу и подобию Божию и поэтому заслуживающих уважения и почитания; употреблять во благо все сотворенное, данное нам Господом для нашего служения; доверять Ему во всех обстоятельствах, даже самых тяжких [18] .

Прежде чем закончить, предлагаю вам усерднее молиться за плоды Ассамблеи Епископов, прошедшей под девизом новой Евангелизации и закончившейся несколько дней назад. Давайте стремиться, чтобы во всем мире, от края и до края земли, дуновения Духа Святого пробуждали в сердцах католиков желание активно содействовать новой весне веры, к которой Папа неуклонно призывает.

Особенно молитесь за ваших братьев, которые 3 ноября в Базилике святого Евгения будут рукоположены в диаконы. Умножим наше благодарение перед 28 ноября – днем, когда исполнится 30 лет с момента провозглашения Opus Dei персональной прелатурой. С тех пор мы получили обилие плодов – в подтверждение слов возлюбленного дона Альваро: «С исполнением особого намерения нашего Отца, Дело получит разнообразие всех благ – ómnia bona páriter cum illa! » [19] .

Вознесем наше благодарение через попечительство Пресвятой Богородицы, и заступничество первого преемника святого Хосемарии, который много молился, страдал и работал, чтобы выполнить поручение, доверенное ему нашим Основателем. Каждый из вас может подкрепить свою благодарность конкретными намерениями: твердой верностью Богу, обновляя каждый день свое стремление находиться все ближе к Иисусу.

Со всей любовью, благословляю вас

Ваш Отец

Хавьер,

Рим, 1 ноября 2012 год.

[1] Бенедикт XVI, Проповедь на общей аудиенции 17.10.2012.

[2] Там же.

[3] Святой Хосемария, Апостольское Послание 19.03.1967, № 5.

[4] Там же.

[5] Бенедикт XVI, Проповедь на общей аудиенции 17.10.2012.

[6] Святой Хосемария, Апостольское Послание 19.03.1967, № 42.

[7] Бенедикт XVI, Проповедь на общей аудиенции 17.10.2012.

[8] Римский Миссал, Верую (Никео-Константинопольский символ веры).

[9] Святой Хосемария, Апостольское Послание 19.03.1967, № 55.

[10] Катехизис Католической Церкви №36-38.

[11] Катехизис Католической Церкви №234.

[11] Там же №237.

[13] Святой Хосемария, Апостольское Послание 19.03.1967, № 55.

[14] Святой Хосемария, Кузница, № 34.

[15] Там же.

[16] Бенедикт XVI, Проповедь на общей аудиенции 17.10.2012.

[17] Святой Хосемария, Апостольское Послание 19.03.1967, № 59.

[18] Катехизис Католической Церкви №222-227.

[19] Послание 28.11.1982. №4 (Семейное письмо №313).