Послание Прелата (сентябрь 2012)

«Нет любви без страдания - страдания отвергнуть самих себя, - преображения и очищения своего "я" ради настоящей свободы». Прелат размышляет об этих словах Папы.

Возлюбленные, да хранит Иисус моих сыновей и дочерей!

Как и в прошлые годы, я хотел воспользоваться этой летней паузой, чтобы побывать с моими дочерями и сыновьями, живущими в разных уголках мира, – мне очень помогает видеть вас, быть с вами, ощущать всегда актуальную необходимость апостольского расширения. Но навестить всех было невозможно: omnia in bonum! – начиная с Памплоны мы в интенсивном режиме посетили лишь некоторые места.

В начале июля, перед тем как приехать в этот город, я задержался в Барселоне и Героне; там у нас состоялась многолюдная посиделка, и я благословил образ святого Хосемарии, который находится в месте, где ведется активная духовная работа с молодежью. Затем, как я уже сообщал, я ездил в Португалию, чтобы молиться Божьей Матери Фатимской и встретиться с группой ваших братьев и сестер. 23 августа я был в Лурде, восхвалив Богородицу со всем Делом и прибегнув к Ее заступничеству, я поблагодарил Ее от имени всех вас.

Также я осуществил краткосрочное путешествие в Голландию. Кроме того, что я с радостью увидел членов Прелатуры, вместе с нашим Отцом и возлюбленным доном Альваро я снова прожил «доисторию» становления Дела на этих землях. Сколько они молились, проезжая дороги и города, думая о тех мужчинах и женщинах, которые придут в Opus Dei, с надеждой, плоды которой сейчас мы видим в действительности. Давайте ежедневно жить в общении святых!

Завтра, 2 сентября, я рукоположу в священники трех ваших братьев Ассоциированных членов, которые получили сан дьякона шесть месяцев назад. В связи с этим я вспоминаю, как святой Хосемария мечтал о моменте, когда и в числе этих его детей появятся священники. Молитесь о них и о плодах тех многочисленных мероприятий, которые проводились в это время по всему миру. Молитесь также о жителях регионов южного полушария, которые своей обычной жизнью всех нас поддерживают.

В середине месяца, 14 сентября, снова будем благодарить нашу Матерь Церковь за праздник Воздвижение Святого Креста. Наш Отец готовил и отмечал этот праздник с большой радостью и полной убежденностью, что Крест – это престол славы, с высоты которого Христос всех привлечет к Себе [1]. Вы не можете себе представить, с каким удовольствием он распорядился, чтобы роспись на центральном престоле Opus Dei содержала сюжет восстановления Святого Креста в Иерусалиме, после того как он был отобран у неверующих.

Как проявление этого укорененного почитания наш Отец всегда носил с собой реликвию lignum crucis и хотел, чтобы таким же образом ее носили и его последователи, сначала незабываемый дон Альваро и сейчас я. Нас всех удивляло, с какой глубокой преданностью он каждый день целовал святую реликвию, перед тем как отправиться ночью спать, в начале нового дня и в другие моменты.

На следующий день после этого торжества, 15 сентября, будем вспоминать Пресвятую Деву, стоящую под Крестом, Она страдает с Иисусом и сотрудничает с Ним в деле спасения. Здесь проявляется Ее новое материнство, когда Она слышит слова Господа: Жено! Се сын твой [2]. Мария приняла нас целостно и с любовью как своих настоящих детей. Эти два праздника для всех христиан являются настоятельным призывом, могущественным зовом обнять с любовью маленькие и большие кресты, которые предоставляет нам наша жизнь, без жалоб и стенаний, потому что все они соединяют нас со Христом и означают особое благословение Бога. Вспомним, о чем говорил святой Хосемария, что многие называют крестом любые неприятности, возникающие у нас по жизни, и не умеют переносить их с чувством достойным сынов Божиих, вплоть до того что убирают их из своих домов, но прежде всего – из своего поведения. Они отрицают, что бремя Святого Креста дает свободу и силы для борьбы в новой евангелизации, которая начинается с личного обращения.

Несколько лет назад в одной из проповедей Папа объяснял, что нет любви без страдания, страдания отвергнуть самих себя, преображения и очищения своего «я» ради настоящей свободы. Если не было бы ради чего страдать, сама жизнь потеряла бы смысл. Евхаристия – центр нашей христианской жизни, созидаемая на жертве Иисуса за нас, – родилась из страдания во имя любви и на Кресте достигла своей кульминации. Мы живем любовью, которая отдает себя. Эта любовь дает силы, мужество, чтобы страдать со Христом и через Него в этом мире, осознавая, что только так наша жизнь может быть достойной, зрелой и истинной [3].

Мы должны помочь открыть всем людям, знакомым, простым встречным, значение страдания – страдания, которому мы противостоим с радостью и миром. Однажды наш Основатель задался вопросом: «Кто сегодня выходит навстречу Святому Кресту? - и с горечью заметил - очень немногие. Вы видите сегодняшнюю реакцию мира перед Крестом: даже для тех, кто называет себя католиками, Крест – это соблазн и безумие, как пишет святой Павел: «iudǽis quidem scándalum, géntibus autem stultítiam» (1 Кор 1, 23). Господи! Спустя столетия продолжается эта ненормальная ситуация, даже среди тех, кто говорит, что Тебя любит и за Тобой идет [4]. Мы можем наблюдать то же, о чем апостол писал к Коринфянам: ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость [5].

Дети мои, – продолжал наш Отец, – видите, что я не преувеличиваю. До сих пор Крест – это символ смерти, а не жизни. До сих пор от Креста убегают, как от виселицы, забывая, что он – престол славы. До сих пор христиане отвергают Крест, отождествляя его с болью, а не с любовью [6]. Ты, я и каждый из нас, любим ли мы по настоящему Святой Крест? Убеждены ли мы в том, что единение со Христом распятым – это источник сверхъестественной продуктивности и настоящей радости? Стараемся ли мы принимать повседневные неприятности: болезни, которые часто нарушают наши планы, ежедневные препятствия? Со сверхъестественным видением мы можем каждый день находить множество возможностей соединиться с Иисусом и Марией, принимая с любовью маленькие, а иногда и большие, сопротивления и принося их на Святую Мессу. Большое сокровище на небе можно собрать с помощью этих маленьких деталей.

Святой Хосемария непрестанно учил: призываю вас на протяжении всего дня – вашими умерщвлениями, делами любви и самоотдачей Господу – собирать миллиграммы золота, пылинки бриллиантов, рубинов и изумрудов. Вы их обнаружите на вашем пути, в малых делах. Собирайте их, чтобы сотворить себе сокровище на небесах, потому что со временем миллиграммы превращаются в граммы, а граммы – в килограммы. И затем из осколков этих драгоценных камней вам удастся сотворить необыкновенные диаманты, крупные рубины и сияющие изумруды [7].

Этот способ легко применим на практике, но он предполагает готовность сопровождать Христа на Голгофу. Наш Основатель свел к трем типам реакцию человека при столкновении с Крестом. Первый тип – бегство от этого дара, который выбирают почти все люди. Второй вариант – отчаянный поиск креста, желание великих испытаний и подчинение необычному покаянию – если этот порыв не исходит от Бога, он мне кажется совсем неподходящим, потому что может быть плодом скрытой гордыни. В третьей же реакции –принятии Креста с радостью, когда Господь его посылает, – кроется, на мой взгляд, самый верный способ поведения при встрече с Крестом [8].

Обратим снова наш взгляд к Пресвятой Богородице. Тот факт, что Она твердо стояла рядом с Крестом, сопровождая своего Сына, без сомнений указывает на особую благодать Бога, но на эту благодать Она ответила благодаря многолетней подготовке: со дня Благовещения и даже раньше – с момента полной отдачи своего сердца и души Божиим замыслам. Этапы Марииного пути из Назарета до Иерусалима, проходящего через Крест, у которого Сын доверяет Ей апостола Иоанна, отмечены способностью поддерживать постоянную сосредоточенность, чтобы размышлять перед Богом над всеми событиями жизни в тишине своего сердца, чтобы в молитве понять волю Господа и внутренне принять ее [9].

Дочери мои и сыновья, Церковь преподносит нам этот урок во время праздника Марии. Вся земная жизнь Богородицы сводится к горячему желанию исполнить Божью Волю, даже когда Его промысел имеет горестные очертания. Мария все исполнила без сетований, с человеческим и сверхъестественным изяществом, не привлекая ни малейшего внимания: Она, – много раз повторял наш Отец, – Наставница наша в тайном, молчаливом самопожертвовании [10]. Своим примером Богородица ободряет нас, учит принимать с любовью как привычные маленькие, так и большие трудности, которые возникают на нашем пути.

Постараемся подражать Пресвятой Богородице, Она является примером для душ, желающих быть созерцательными в гуще мира. В личной молитве, размышляя над радостными и горестными событиями нашего дня, мы сможем открыть в каждом из них возлюбленную волю нашего Бога Отца и смиренно принять ее. Таким образом мы наполним радостью Сердце Иисуса, Который благословит нас и сделает наши старания эффективными, чтобы приблизить к Нему много душ. Будем любить покаяния и умерщвление непринужденно, без страха – так, как мы видим это на примере жизни Марии. Этот мир восторгается лишь показным геройством, ибо не знает ценности скрытого, бесшумного самопожертвования [11].

Созерцать Крест, размещенный на алтаре, во время Мессы, целовать маленькое распятие, которое прошу вас носить с собой, как учил наш Отец, поклоняться перед Крестом в часовне – все это жесты, имеющие большое значение. Они говорят нам о том – объяснял Папа, что Бог искупил мир не мечом, но Крестом, на котором, умирая, Иисус простер руки. Это прежде всего символ страдания: Он пригвоздил Себя, чтобы дать нам жизнь. Простертые руки в то же время – это положение, которое принимает священник во время молитвы. Иисус превратил Свои страсть, страдание и смерть в молитву, в акт любви к Богу и людям. Поэтому распростертые руки распятого Христа – это также жест объятия, которым Он всех привлекает к Себе и желает обнять нас с любовью в Своих руках. Это и есть образ живого Бога, Самого Бога, которому мы можем вручить себя [12].

Перечитав эти слова Бенедикта XVI, я вспомнил картину, характеризирующую святого Хосемарию. Он говорил, что Господа на Кресте держали не гвозди, а любовь, которую Он испытывал к нам. И часто с полной естественностью святой Хосемария легко раскрывал руки и поворачивал ладонями. Возможно, для многих эти движения остались незамеченными, но мне известен их глубокий смысл, потому что однажды Основатель рассказал: данный жест – проявление его страстного желания полностью соединиться с Иисусом, пригвожденным к бревну Креста, стремления отождествиться с Ним, чтобы принять всех людей.

Папа отмечает, что Мария скромно следовала путем Своего Сына в течение Его общественной жизни вплоть до смерти Иисуса на Кресте, и сейчас Она тихой молитвой сопровождает Церковь в ее пути [13]. Давайте в трудные времена прибегать с упорством к Ее заступничеству, чтобы Она укрепила нас перед болью, которую мы ищем и принимаем. В год веры, который начнется через несколько недель 11 октября, провозглашен в честь пятидесятой годовщины начала Второго Ватиканского Собора, вручим себя Ее материнскому покровительству - Mater Ecclésiae , Матерь Церкви. Распространяя послание Святого Отца, постараемся каждое мгновение вести себя как верные христиане - ясно свидетельствовать о нашей католической вере словами и делами. Гражданское общество, среда, в которой мы находимся, нуждаются в духовной и сверхъестественной жизни, которая исходит только из Креста Христова. Но без самоповреждения, с миром и постоянством, постараемся закрепить урок Учителя, который отправился на Голгофскую встречу со словами: очень желал Я есть с вами сию пасху …[14]

Продолжайте молиться за мои намерения, будьте совершенны воедино [15], едины в молитве, жертве, стремлении служить Церкви, Римскому Понтифику и всем душам. Чтобы достичь этого, попросим помощи у дона Альваро, который сменил нашего Отца именно в день Пресвятой Девы Марии Скорбящей. Думаю, что после этого события мир в душе, характеризирующий первого последователя святого Хосемарии, стал еще сильнее, что люди, общавшиеся с ним, ощущали сильное влечение к Богу, Нашему Господу.

Давайте сопровождать Папу в течение его пасторального визита в Ливан с 14 по 16 сентября, где он подпишет и передаст после синодальное апостольское наставление для Среднего Востока - плод синода епископов, который был провозглашен два года назад. Молитесь об этих землях, которые Наш Господь освятил своим присутствием. Прибегая к заступничеству Пресвятой Девы Марии, Regína Pacis , попросим о даре мира для народов, живущих на этой территории, и для всего человечества.

Со всей любовью благословляю вас

ваш Отец

+ Хавьер

Торесьюдад,

1 сентября 2012.

1. Ин 12, 32.

2. Ин 19, 26.

3. Бенедикт XVI Проповедь в день провозглашения года паулинов, 28.06.2008.

4. Св. Хосемария, Заметки из проповеди 03.05.1964.

5. 1 Кор 1,22-24.

6. Св. Хосемария, Заметки из проповеди 03.05.1964.

7. Св. Хосемария, 1968 год.

8. Св. Хосемария, Заметки из проповеди, 03.05.1964.

9. Бенедикт XVI Речь на общей аудиенции 14.03.2012.

10. Св. Хосемария, Путь № 509.

11. там же № 185.

12. Бенедикт XVI, Проповедь в Мариацелль 08.09.2007.

13. Бенедикт XVI, Проповедь на общей аудиенции 08.09.2012.

14. Лк 22, 15.

15. Ин 17, 23.