В чем состоит различие между каноническими Евангелиями и евангелиями- апокрифами?

Существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет. Канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции.

Богодухновенная природа канонических Евангелий, которая является их главным отличительным признаком по сравнению с апокрифическими евангелиями, недоказуема на основании самих этих текстов. Поэтому первое поддающееся доказательству различие между ними и евангелиями-апокрифами является привнесенным извне.

А именно, существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет.

Это означает, что канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции. Известно, что Христос и Его апостолы проповедовали евангелие («благовествование»), не записывая его. После 50-х годов I века н.э., когда очевидцы земного служения Христа стали уходить из жизни, возникла потребность записать «благую весть», что и было сделано. Таким образом, термином «канонические Евангелия» стали обозначать зафиксированное апостолами повествование о жизни и учении Спасителя. (см. Комментарий к Четвероевангелию из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» (1989) )

Вместе с тем, хотя апокрифические евангелия и использовались (нерегулярно) разрозненными группами людей, эти тексты никогда не одобрялись и не признавались, в отличие от канонических Евангелий, Вселенской Церковью.

Серьезным основанием для этого, как показывают исторические сведения, являлись следующие соображения. Все канонические Евангелия были написаны в так называемый апостольский период, понимаемый в широком смысле. То есть, все четыре признанные Церковью Евангелия были созданы еще при жизни самих апостолов или их непосредственных учеников. К такому заключению приводят ссылки на эти Евангелия, которые можно найти в дошедших до нас трудах христианских авторов, принадлежавших к поколению, следующему за апостольским. Также, подобную точку зрения подтверждает и тот факт, что около 140 г. н.э. Татиан предпринял первую попытку создать из отрывков канонически признанных Евангелий единое повествование («Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех»).

С другой стороны, ссылки на апокрифические евангелия появились только позднее, примерно в конце II века н.э.

Таким образом можно сделать вывод, что апокрифические евангелия уже по самому времени своего создания не могут претендовать на ту степень достоверности, которой наделены канонические Евангелия.

Рукописи ранних апокрифов, тексты которых по стилю напоминают евангельские, датируемые примерно серединой II века н.э., очень фрагментарны по своему содержанию. Это является признаком, что те богословские изыскания, которые они выражали, не ценились настолько высоко, чтобы бережно передавать их следующим поколениям.

Вместе с тем, сохранившиеся рукописи новозаветных апокрифов, в том числе и недавно обнаруженные, очень существенно отличаются, как по форме, так и по содержанию, от канонических Евангелий.

Так, те апокрифические евангелия, которые были распространены на протяжении патристического ( II – VIII века н.э.) и средневекового периодов, изобилуют историями легендарного или фантастического содержания. В них была сделана попытка соответствовать запросам популярного благочестия. Для этого там детально рассматривались события, вообще не упомянутые или упомянутые очень кратко в канонических Евангелиях.

В целом, содержание таких апокрифов согласуется с учением Церкви. Так, в них повествуется о св. Иоакиме и св. Анне, родителях Девы Марии, и о рождении Пресвятой Девы («Рождество Марии»); о том, как повивальная бабка обнаружила девственность Марии («Протоевангелие от Иакова»); о чудесах, совершенных Иисусом в детстве («Евангелие от Псевдо-Фомы») и т. д.

Очень сильно отличаются от вышеупомянутых апокрифические евангелия Наг Хаммади (Египет), которые являются несомненно гностическими и еретическими. Они принимали то форму тайных учений Иисуса («Коптское евангелие от Фомы»), то — откровений воскресшего Господа о происхождении материального мира («Апокрифическое евангелие от Иоанна»), то — рассказа о вознесении души («Евангелие от Марии Магдалины»), то — высокопарного сплетения идей, взятых, возможно, из проповедей или из катехизиса («Евангелие от Филиппа»). Не смотря на, возможно, достаточно древнее происхождение такого рода апокрифов (так, некоторые из них могли быть созданы даже во II веке н.э.), их отличие от канонических Евангелий, также, сразу становится очевидным.