Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!
Недавно мы праздновали Торжества Тела Христова и Святого Сердца Иисуса и вспоминали Непорочное Сердце Марии. Эти праздники указывают нам путь к вечному счастью: проникновение в пронзенное Сердца Иисуса, во главе с Богоматерью. Затем в день Торжества Св. Петра и Павла мы молитвенно укрепили союз с Римским Понтификом, с его личностью и намерениями. И мы возросли в стремлении принести Христа многим людям. Таким образом, в очередной раз мы последовали совету нашего Отца: omnes cum Petro ad Iesum per Mariam!
Существует традиция 26 июня прославлять Бога, принося Святую Жертву в честь Святого Хосемарии. Я молюсь, чтобы по его заступничеству обильные духовные плоды были получены людьми по всему миру. Накануне этого праздника, 25 июня, мы отмечали семидесятилетие рукоположения Дона Альваро. И вскоре после этого мы будем вспоминать годовщину его прошения о вступлении в Дело, состоявшегося 7 июля 1935 года. Эти юбилеи побудили меня размышлять о примере моего любимого предшественника, о его внимательной и постоянной заботе о духовных и материальных потребностях всех душ.
На пятидесятилетие со дня его ответа на Божий призыв он написал нам с большой простотой: «История моего призвания – это история доверия и настойчивой молитвы нашего Основателя, который на протяжении четырех лет – даже не зная меня, только потому, что одна из моих теток говорила с ним обо мне, – молился, чтобы Господь наш дал мне эту огромную милость, самый большой подарок, после веры, который Бог мог бы дать мне. Отец не только молился, но и настоятельно просил об апостольских усилиях некоторых своих сыновей, и они пригласили меня принять участие в проведении катехизиса и посещении «бедных Богоматери», – все это до того как я оказался в FerrazResidence и был представлен нашему святому Основателю». [1]
Дон Альваро кратко говорит здесь о двух условиях получения с Небес дара следовать за Христом с полной отдачей, чтобы распространять Его Царствие. В первую очередь это молитва, главный «инструмент», который есть у нас, христиан, для получения божественных даров. На втором я бы хотел остановиться подробнее: это также очень необходимое условие – служение другим путем совершения актов милосердия.
«Все это была Божья работа», – сказал Дон Альваро. Но Бог также рассчитывает на заинтересованность каждого, что проявляется в конкретных делах и личной жертве ради удовлетворения духовных и материальных потребностей наших ближних. С ранней юности Дон Альваро очень серьезно воспринял некоторые слова Учителя, которые были зафиксированы для нас Матфеем, – о последнем суде. Господь пригласит праведных разделить Его радость на Небесах, ведь они помогли наиболее нуждающимся на земле: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня…Истинно, истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из меньших сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».[2]
Иисус был очень близок к обездоленным: бедным, больным, тем, кто был одинок… Он всегда был на их стороне – с величайшей любовью, и Он хочет, чтобы Его ученики следовали тем же путем. Когда мы открываем глаза на очень многие нужды сегодняшнего дня, мы обнаруживаем, что каждый день можно в различных ситуациях встретить Иисуса Христа, исполненного солидарности в проблемах каждого мужчины и женщины. И если мы заботимся об этих людях, находящихся рядом или на расстоянии, с милостью, мы «прикасаемся» своими руками к Пресвятому Человечеству нашего Господа, как Папа Франциск заверяет нас: «Как мы можем найти раны Иисуса сегодня? Я не вижу их, как Фома видел. Мы находим раны Иисуса, совершая акты милосердия. Таковы раны Иисуса сегодня». [3]
Мы знаем, что призвание Дона Альваро в Опус Деи 7 июля 1935 года было подготовлено действием благодати в его сердце и его братской любовью по отношению ко всем и, в частности, к нуждающимся. Начиная с 1934 года вместе с друзьями, которые уже знали Опус Деи, он часто ходил в отдаленный район Мадрида, где давал катехизис и посещал бедных и больных. И, я думаю, можно сказать, что его первая встреча со Святым Хосемарией была прямым следствием этой деятельности, обогащенной личной жертвой. Вы уже знаете, что однажды, возвращаясь с урока катехизиса, который он вместе со своими друзьями преподал детям из прихода, он был атакован группой антикатоликов, и они ударили Дона Альваро по голове тяжелым гаечным ключом. Это тяжелое ранение вызвало очень болезненную инфекцию, продолжавшуюся в течение нескольких месяцев и оставившую после себя неврологические боли, которые время от времени возвращались. Он никогда не жаловался на эту травму, не питал ни малейшего негодования по отношению к тем, кто это сделал. Кроме того, он очень редко упоминал на публике об этом эпизоде.
Он никогда не забывал об огромной пользе, которую получил, преподавая катехизис и посещая больных и обездоленных, щедро посвящая им время. Бог готовил его для встречи со Святым Хосемарией, радикально изменившей его жизнь. Таким образом легче понять его решение просить о вступлении в Опус Деи после краткого разговора о духе Дела и участия лишь в одном размышлении с нашим Отцом во время уединения. С тех пор, видя, как Святой Хосемария просил приходивших в Резиденцию пойти к нуждающимся, к больным, Дон Альваро осознавал все более ясно важность не только теоретических, но и практических актов милосердия. «Контакт с бедностью, с нищетой, – заметил он много лет спустя, – производит огромное духовное потрясение. Это заставляет нас видеть, что часто мы обеспокоены глупыми вещами, которые являются просто результатом нашего собственного эгоизма и мелочности». [4]
Дух служения всегда жил в Деле. Святой Хосемария говорил: «Опус Деи родился среди бедных Мадрида, в больницах и на наиболее убогих окраинах. И мы продолжаем заботиться о бедных, о детях и о больных. Это традиция, которая никогда не будет прекращена в Деле, потому что всегда будут бедные (также те, кто страдает от духовной нищеты и кто не менее нуждается в помощи), дети и больные. Мы делаем это в катехизисе, который проводим в наиболее нуждающихся приходах, и в посещениях «бедняков Богоматери».[5]
Как вы хорошо знаете, наш Отец продвигал бесчисленные инициативы в пользу нуждающихся по всему миру, и Дон Альваро шел тем же путем. Когда он встречался со взрослыми или молодыми людьми, он приглашал их возрастать в заботе о неимущих, разрабатывая различные проекты, чтобы улучшить систему образования, здравоохранения, удовлетворить потребности в рабочих местах и т.д. и особенно чтобы привести Бога к людям и помочь им стать ближе к Нему. Он также настаивал на этой ответственности среди деловых людей, промышленников, банкиров и среди прочих мужчин и женщин с денежными средствами. Он говорил им о возможности создания или поддержки инициатив: это должно рассматриваться ими как долг, вытекающий из справедливости и милосердия, которые пронизывают каждое действие христианина, и из искренней любви ко всему человечеству, нашим братьям и сестрам.
В своих пастырских поездках, вдохновленный рвением улучшить условия жизни или рабочие условия людей в местах, которые он посещал, Дон Альваро не редко призывал верных и помощников придумывать новые идеи. Например, в 1987 году, во время пребывания на Филиппинах, он, увидев потребности очень многих бедных людей, предложил слушающим его поддерживать центры профессионального образования и социальной помощи в Себу и Маниле – теперь они великолепно функционируют и постоянно улучшаются. Также Дон Альваро принимал прошения членов церковной иерархии, которые уже знали его священническое сердце, это случилось, например, во время пастырского визита в Конго в 1989 году. По просьбе президента и секретаря конференции епископов, он призвал несколько верующих и помощников Дела, которые уже имели опыт развивать медицинские диспансеры, рассмотреть – с личной ответственностью и профессионализмом – возможность превращения одного из таких диспансеров в больничный центр, куда кроме коренного населения, священников и религиозных деятелей могли бы прийти за помощью и люди из других стран, работавшие в Конго. Этот проект развивается с большой эффективностью и предлагает специализированную помощь – стационарное и амбулаторное лечение – тысячам людей.
Вдохновленный апостольским рвением распространять практику социального учения Церкви, Дон Альваро рекомендовал создание школ, которые бы передавали христианский взгляд деловым людям и менеджерам, как это делал Святой Хосемария. Но Дон Альваро не был удовлетворен тем, что эта инициатива развивалась лишь в развитых странах; он, будучи хорошо осведомлен об их значимости в решении проблем, связанных с чрезмерным социальным неравенством, настаивал, чтобы эти проекты также реализовывались в развивающихся странах.
В одном из своих пастырских посланий, комментируя притчу о добром самаритянине, Дон Альваро открыл новые аспекты жизнедеятельности в справедливости и милосердии, столь характерных для христиан, которые живут и освящают себя в миру. «Рвение заботиться, насколько это возможно, о материальных потребностях ближнего, как в притче о добром самаритянине, не пренебрегая другими обязанностями, является характеристикой слияния священнической души с особенностями менталитета ». [6] Бог просит нас, прежде всего, освятить нашу профессиональную деятельность и обычные обязанности в каждой конкретной ситуации. И в самый разгар этих занятий, - Дон Альваро продолжал, - Господь позволяет нам войти в контакт с нуждами и страданиями других людей. Явным признаком того, что вы решаете свои задачи священнической душой, является то, что вы не проходите мимо равнодушно, и не менее ясный знак – вы не отказываетесь от других обязанностей, чтобы их освятить.»[7]
Опасность кроется, безусловно, в мечтаниях помочь далеким народам и нациям, забывая о нуждах тех, кто рядом с нами, кто надеется, что мы будем слушать их с терпением и любовью, что мы разделим их заботы, дадим разумные советы, посвятив этому свое время. Наступает момент, когда нужно действовать, как хозяин в притче, который взял на себя ответственность по уходу за раненым, принимая его в свой дом. Размышляя над этой сценой, Дон Альваро заметил: «Все вы можете поступать, как он, выполняя вашу работу, потому что любая профессиональная задача предлагает более или менее прямой путь помочь нуждающимся людям.»[8] Вы и я, насколько мы заинтересованы в нуждах тех, у кого нет ничего или чего-то очень необходимого? Реагируем ли мы со сверхъестественным духом, когда встречаем нищих? Видя столько страданий на некоторых континентах, сколько мы молимся за те страны и тех людей?
В своем постоянном стремлении обеспечить бедные и маргинальные слои, Римский Понтифик настаивает, что он имеет в виду здесь всех нуждающихся: и тех, кто близко, и тех, кто далеко. «Евангелие для всех! Обращение к бедным не значит, что мы должны стать чемпионами бедности или, так сказать, «духовными нищими»! Нет, нет, это означает другое! Это означает, что мы должны обратиться к плоти многострадального Иисуса; но плоть Иисуса также страдает в тех, кто Его не знает из-за недостатка образования, из-за особенностей своего интеллекта или своеобразия культуры. Мы должны пойти туда! Поэтому мне нравится использовать выражение: «Выйти на периферию, на периферию жизни». Ко всем, кто страдает от физических недугов и настоящей бедности, до тех, кто страдает интеллектуальной бедностью, которая также реальна. Все периферии, все перекрестки жизни – необходимо пойти туда. И сеять там семя Евангелия вашими словами и вашим свидетельством».[9]
Я исполнен радости, получив известие обо всех делах милосердия, которые, согласно духу Святого Хосемарии, осуществляются в местах, где мы совершаем апостольскую работу, заботясь как о молодежи, так и о взрослых. Уход с большой любовью за больными, на дому или в больнице, помощь в снабжении продуктами, проявление заботы о нуждающихся в бедных районах или о тех, кому «стыдно» и кто скрывает свою бедность, время, проведенное со стариками в домах престарелых или с заключенными, с теми, кто не имеет никого, кто бы мог позаботиться о них, – все это, кроме прочего, поможет нам подготовиться наилучшим образом к беатификации Дона Альваро. Недавно я просил вас приложить особые усилия, чтобы подготовиться духовно к этому событию, акты милосердия также являются частью этой подготовки. Активизируйте прежде всего апостолат исповеди: нет большего акта милосердия, чем приводить к Богу тех, кто отдалился от него из-за греха.
Так как я умоляю Господа нашего и Его Пречистую Матерь, беатификация нашего любимого Дона Альваро должна быть приглашением для тысяч мужчин и женщин и в первую очередь для нас – приглашением любить Христа и Его Церковь все сильнее. Давайте молиться, чтобы это был момент особенного единства, а также возможность проявить нашу дружбу и преданность всем, кто на протяжении существования Дела был с нами, разделял некоторым образом дух Дела и наше апостольство. Я уверен, что Дон Альваро заступится особым образом за каждого из этих женщин и мужчин.
Как всегда, я прошу вас молиться о моих намерениях, а также о плодотворности поездки, которую я надеюсь совершить во второй половине месяца, в несколько стран Центральной Америки.
Со всей любовью, вас благословляет
Ваш Отец
+ Хавьер
Памплона, 1 июля 2014.
[1] Дон Альваро, Письмо, 1 июля 1985.
[2] Мф 25:35, 40.
[3] Папа Франциск, Проповедь, 3 июля 2013
[4] Дон Альваро, запись семейной встречи от 4 марта 1988 г.
[5] Св. Хосемария, Instruction, 8 декабря 1941, №57.
[6] Дон Альваро, Письмо, 9 января 1993, №20.
[7] Там же.
[8] Там же, №21.
[9] Папа Франциск, речь к епархиальному собранию Рима, 17 июня 2013.