Послание прелата (Январь 2015 г.)

«Святой Хосемария часто молился: «Иисус, Мария и Иосиф, да буду я всегда с тремя». Мы будем просить настойчиво, чтобы все семьи на земле всегда были под надежной защитой Святого Семейства из Назарета».

Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!

Мы празднуем Рождественское время, и, как говорил наш отец, «наш взор обращается к вифлеемской пещере, к назаретскому очагу. Мария, Иосиф и Младенец Иисус занимают особое место в глубине наших сердец. О чем говорит нам, чему учит нас простая и в то же время чудесная жизнь Святого Семейства?»[1]

Эти слова помогают нам погрузиться в атмосферу святого времени. Мы останавливаемся, чтобы созерцать рождение нашего Господа снова и снова, без устали. Мы бы хотели глубже проникнуть в эту удивительную тайну, но никогда не доходим до конца. Божья любовь ко всему человечеству и к каждому из нас, действительно, находится за пределами нашего понимания. Таким образом, наша позиция – это постоянное благодарение Бога. Он снизошел до уровня нашей бедной человечности, чтобы освободить нас от страданий и возвысить до состояния детей Божьих. В канун Рождества мы читаем во вступительной молитве Мессы: Молим Тебя, Господи Иисусе, поспеши, не замедли, чтобы пришествие Твое принесло утешение уповающим на милость Твою[2]. И мы не удивляемся, осознавая, что Он отвечает каждому из нас, как сказал Анания Павлу: Итак, что ты медлишь[3]. Чего вы ждете? Давайте попросим Богоматерь и святого Иосифа, чтобы мы всегда испытывали острую необходимость быть со Христом, искать Его.

Сегодня, 1 января, мы отмечаем торжество Божией Матери, которую Господь дал в качестве матери и нам. Мария – это путь, избранный Богом Отцом, чтобы Его Единородный Сын мог стать человеком посредством действия Святого Духа. Мы благодарим также Марию. Мы воздаем Ей благодарность, так как Своим ответом на благовещение и Своим сильным и молчаливым присутствием у подножия Креста Она открыла для нас путь богосыновства. Словами святого Хосемарии мы говорим Ей: «Пречистая Матерь! Твои слова, Твое согласие – Fiat! – «Да будет Мне по слову твоему», – сделали нас братьями Господу и наследниками славы Его. – Будь же благословенна!»[4]

Я объявил год Марии в Опус Деи, чтобы молиться вместе со всей Церковью о предстоящей очередной сессии Ассамблеи Синода Епископов, на которой будут рассматриваться вопросы призвания и миссии семьи в Церкви и в мире. Мы горячо просим Бога, прибегая к заступничеству Пресвятой Девы, чтобы незаменимая ценность этой фундаментальной ячейки общества была вновь признана повсюду. Если христианские дома признают и примут Божий план для них, зло, от которого страдают народы и нации, сможет быть устранено.

Святой Иоанн Павел II в первые недели своего понтификата принял группу супружеских пар, участвовавших в курсах по укреплению семьи. Он сказал им: «Будущее Церкви и человечества рождается и растет в семье»[5]. Позже он повторял эту мысль в той или иной форме бесчисленное количество раз в течение своего долгого и плодотворного понтификата. В апостольском послании Familiaris consortio, которое было плодом работы Синода Епископов 1980 года, он написал: «Семья находит в плане Бога, Творца и Искупителя, не только свое значение, как оно есть, но и свою миссию, что она может и что должна совершить. Задание, которое Бог призывает семью исполнить в истории, исходит из понимания того, что такое семья; ее роль представляет собой динамичное и экзистенциальное развитие того, чем она является»[6]. И он закончил срочным вызовом, который продолжает резонировать сегодня с еще большей силой: «Семья, стань тем, чем ты являешься!»[7]

Всегда хорошо обращаться с этой просьбой к Небесам, а особенно – во время Рождественских праздников, когда такой яркий свет изливается на божественный план для человечества. Ангелы возвестили пастухам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь[8]. Всей человеческой расе было суждено получить эту благую новость. Святой Лука кратко рассказывает: «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях»[9]. Вначале Бог сотворил мужчину и женщину с равным достоинством, создав первую человеческую семью, Он наказал им иметь власть над материальной вселенной и заполнить землю[10]. Здесь находится корень института семьи. Но событие в Вифлееме идет гораздо дальше: Сам Бог, в Своей бесконечной снисходительности, стал воплощенным в сердце семьи, тем самым показав Свою волю для упорядоченного развития человечества. Семья в Вифлееме рассматривается как модель для всех домов на земле.

В первой своей серии катехизационных посланий на эту тему Папа Франциск сказал: «Воплощение Сына Божия открывает новое начало в мировой истории мужчины и женщины. И это новое начало происходит в семье в Назарете. Иисус родился в семье. Он мог прийти эффектно или как воин, император... Нет, нет: Он пришел как Сын семьи, в семье. Это важно: чтобы созерцать в Яслях эту очень красивую сцену».[11]

«Хочу привлечь ваше внимание к одной лишь фразе из Святого Писания: Рождество Иисуса означает, что пришла полнота времени [Гал. 4: 4], которое Бог избрал, чтобы явить Свою любовь к людям, отдав им Сына Своего Единородного. Эта воля Божия свершилась в самых обычных, нормальных обстоятельствах: мать, семья, дом, младенец... Божие всемогущество, божественное сияние проходят сквозь человеческое и соединяются с человеческим. С тех пор мы, христиане, знаем, что благодатью Божией можно и должно освящать все благородные реальности нашей жизни. Любое житейское и обычное обстоятельство, неважно, насколько оно представляется нам незначительным, может стать поводом для встречи со Христом и вехой на нашем пути к Царствию Небесному».[12]

Брачный союз был создан Богом с самого момента создания мужчины и женщины, но, к сожалению, в настоящее время им так часто пренебрегают. Семью так унижают! Делаются попытки представить нормальными ситуации, которые являются очень тяжелым нападением на созидательный и спасительный Божий план. Во многих местах и средах (не только среди отдельно взятых людей, но и на государственном уровне – посредством законов и правительственных решений) институт семьи ослабевает и люди пытаются изменить его, превратив в нечто совсем иное. Они не понимают – дьявол очень искусен в ослеплении рассудка – искажая понятие семьи, они наносят огромный ущерб гражданскому обществу.

В прошлое воскресенье мы отмечали праздник Святого Семейства. В этот день, как мы делаем каждый год, мы возобновили посвящение наших родителей, братьев и сестер Святому Семейству из Назарета, что было установлено нашим Отцом для этого праздничного дня. Мы пригласили наших родственников, друзей и всех, кто принимает участие в апостольской деятельности Прелатуры, соединиться с нами в этом акте. Как всегда, мы молились за все христианские дома в мире, прося, чтобы они могли жить, подражая тому божественному примеру, который был дан нам в Вифлееме и в Назарете.

В этот год Марии мы особенно будем молиться за это намерение. Возможно, такое стремление поможет нам сфокусироваться на нашей цели. Наш Отец часто молился: «Иисус, Мария и Иосиф, да буду я всегда с тремя». Мы будем просить настойчиво, чтобы все семьи на земле всегда были под надежной защитой Святого Семейства из Назарета.

И, обращая молитву к Небесам, вспомним также тех, кто управляет, и тех, кто руководит международными институтами, на ком лежит ответственность заботиться о целостности этой основной ячейки общества. Давайте просить Бога, чтобы единство и неразрывность брака и его открытость для жизни могли быть вновь утверждены, наряду с правом родителей воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями. Давайте попросим, чтобы гражданские законы не создавали преград на пути гармоничного развития семьи, а скорее могли облегчить достижение тех целей, которые Бог установил, создавая союз мужчины и женщины.

Решительные усилия необходимы в новой евангелизации общества, начиная с каждого дома. «Как Мария и Иосиф, каждая христианская семья может в первую очередь принять Иисуса, слушать Его, говорить с Ним, охранять и защищать Его, расти вместе с Ним и, таким образом, улучшать мир».[13] Семьи должны воспитывать в своих домах добродетели, о которых литургия напоминает нам в одном из чтений к празднику Святого Семейства.Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.[14]

Эти рекомендации предназначены для всех членов семьи: родителей, детей, братьев, сестер и других родственников. И хотя термин «семья» более конкретно используется для обозначения среды, в которой человек рождается и растет, мы также знаем, что Церковь – это семья Бога на земле и что живая часть Церкви, которой является Опус Деи, – также семья. Святой Хосемария подчеркивал, что огромное разнообразие людей, с их собственными способами бытия и личностными характеристиками, может принадлежать Делу в той или иной форме. «Я не говорю это только для того, чтобы сказать, – однажды он заметил, – когда говорю, что Дело – божественное и человеческое семейство, и, как это происходит в естественных семьях, обильно благословленных Богом на множество детей, некоторые из членов семьи выше ростом, другие – ниже, у одних темные волосы, другие – блондины... Кроме того, у нас есть родственники, которых мы так любим, – наши помощники... А затем мы имеем большое количество друзей и коллег, которые в той или иной мере также являются частью нашей семьи».[15]

Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы жизнь тех, с кем мы живем, и тех, кто находится рядом по какой-либо причине, стала приятнее. «Давайте оставим место в нашем сердце и в нашем дне для Господа. Так поступили Иосиф и Мария, и это не было легко. Как много трудностей им пришлось преодолеть! Они не были искусственной семьей, ненастоящей семьей. Семейство из Назарета призывает нас вновь открыть для себя призвание и миссию семьи, каждой семьи».[16]

Давайте просить Господа нашего через заступничество Девы Марии и святого Иосифа, чтобы в Центрах Дела, в домах других верных и помощников Прелатуры, наших друзей и родственников и во всех христианских домах пример Святого Семейства мог быть воспринят и отражен. Созерцание Иисуса, Марии и Иосифа должно заставить нас быть, подобно им, по-настоящему обеспокоенными другими. Каждый день мы должны молиться об этом и стараться соприкасаться с духовными и материальными нуждами наших близких, с их потребностью в отдыхе, порядке и ухоженном доме, который должен быть подобием дома в Назарете. Давайте считать эти обязанности не бременем, а прекрасной возможностью послужить другому.

В окружении семьи в Назарете Иисус был свидетелем многих проявлений услужливости, многих проявлений любви. Когда он начинал свою общественную деятельность, он был известен своим происхождением: не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария[17]. Могут ли люди, наблюдая наше поведение, как верных последователей Христа, сказать: очевидно, этот человек подражает примеру Иисуса – из-за атмосферы заботы, царящей в его доме, которую он приносит везде, куда бы ни пришел, потому что пытается помогать другим, делясь радостью и миром.

9 января мы отмечаем день рождения святого Хосемарии. В Барбастро и Логроньо наш Основатель узнал так много деталей, которые укрепляют единство семьи и о которых он позднее рассказал нам. Наша благодарность также распространяется на его родителей за то, что они были послушными инструментами Бога в человеческом и сверхъестественном формировании святого Хосемарии.

Давайте объединимся в молитве за намерения Папы, молясь также за все монашествующие и посвященные души, в этом году Церковь особым образом молится о них. И давайте прибегать с большим доверием к Пресвятой Деве в этих просьбах.

Вспоминая слова нашего Основателя, давайте попросим, чтобы семьи всегда могли сохранить дух времен раннего христианства: «Маленькие христианские общины, ставшие как бы центрами излияния Благой Вести. Очаги, у которых собирались люди, внешне подобные своим современникам, но вдохновленные новым духом, входящим и в души тех, кто знал их и пребывал с ними в общении. Вот какими были первые христиане. Вот какими должны быть мы, христиане дня сегодняшнего, сеятели мира и радости – того мира и той радости, которые даровал нам Христос».[18]

Несколько дней назад я был в Памплоне и посетил там больных людей. Я также встретился в университетской гимназии с почти двумя тысячами пятьюстами человек. Я думал, как святой Хосемария смотрел бы на нашего Господа, исполненный благодарности. И мне пришла в голову мысль, что, где бы мы ни были, мы всегда оказываемся «в нашем собственном доме», тесно объединенными для того, чтобы служить Богу и всем душам.

Со всей любовью, вас благословляет

Ваш Отец

+ Хавьер

Рим, 1 января 2015.


[1] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, №22

[2] Римский канон, 24 декабря, Вступительная молитва

[3] Деяния 22:16

[4] Св. Хосемария, Путь, №512

[5] Св. Иоанн Павел II, Выступление на личной аудиенции, 30 октября 1978

[6] Св. Иоанн Павел II, Апостольское послание Familiaris consortio, 22 ноября 1981, №17

[7] Там же

[8] Лк 2:11

[9] Лк 2:16

[10] См Быт. 1:26-28

[11] Папа Франциск, Выступление на генеральной аудиенции, 17 декабря 2014

[12] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, №22

[13] Папа Франциск, Выступление на генеральной аудиенции, 17 декабря 2014

[14] Кол. 3:12-15

[15] Св. Хосемария, Заметки из размышления, 5 марта 1963

[16] Папа Франциск, Выступление на генеральной аудиенции, 17 декабря 2014

[17] Мф 13:55

[18] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, №30