Послание прелата (Ноябрь 2014 г.)

Письмо этого месяца фокусируется на торжестве Христа Царя и триумфе Христа в душах, когда они послушны действию Святого Духа.

Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!

Возможно, я повторяюсь, но я делаю это специально: как мы должны благодарить Бога каждый день за множество подарков, которые он дарит нам! И я очень хорошо понимаю, почему наш Отец так часто писал и говорил: «semper in laetitia!», «всегда довольный!», – видя, как Небеса благословляют нас.

За те недели, что прошли с 27 сентября, мы узнали о многих милостях, полученных от Бога через заступничество блаженного Дона Альваро. Мы видим в очередной раз, как святость сияет, когда Церковь свидетельствует о ней в одном из своих детей. Время от времени мы, быть может, не в состоянии это воспринимать, потому что отвлекаемся и не обращаем внимания на помощь, которую Бог нам оказывает. Мои дочери и сыновья, давайте будем убежденными в том, что вера позволяет нам ступать твердо среди превратностей истории. Божественное Провидение направляет всё к полноте Царства Божьего, которое Христос установил на земле.

Теперь это наша ответственность, христиан, – сделать реальными плоды искупления, которые в изобилии были получены Христом во время Его жизни, смерти, воскресения и вознесения на Небеса. Мы просим об этом через заступничество Дона Альваро, когда молим Бога научить нас превращать все обстоятельства и события нашей жизни в возможность любить Тебя и служить Царству Иисуса Христа.

Распространение Царства Христова во все концы земли, среди всех людей, кто живет сейчас или придет в этот мир в будущем, – это изумительная миссия, по-настоящему божественное и человеческое приключение, поручение, которое Господь доверил всем христианам, когда сказал Апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».[i] Как настойчиво Святой Хосемария предлагал нам размышлять над этой истиной, чтобы она отпечаталась в наших сердцах! Для того чтобы это стремление сделать реальностью, давайте укрепляться в желании возрастать в апостольском рвении каждый день, умоляя Господа нашего послать Его Дух всем мужчинам и женщинам, разрушая любые преграды, которые могут возникать на пути к Нему в наших душах.

Это желание не должно быть мечтой одного дня. Мы должны сделать своим то страстное стремление, которым горело сердце нашего Отца с момента зарождения Опус Деи: «Хотим, чтобы Христос царствовал», – о чем напоминал нам и Дон Альваро. Как только он познакомился с Делом, он обратил внимание на богатство внутренней жизни Святого Хосемарии и поэтому с наслаждением и любовью относился к устремлениям основателя, о которых тот молился так часто: «Regnáre Christum vólumus! Deo omnis glória! Omnes cum Petro ad Iesum per Maríam!» – «Мы хотим, чтобы Христос воцарился! Вся слава Богу! Все с Петром к Иисусу через Марию!». Эти ясные и требовательно заданные ориентиры разбудили в сердце Блаженного Альваро потребность разрешить Христу царствовать, воздавая Богу всю славу, тесно соединяясь с Церковью и Папой через заступничество нашей Матери и сопровождая все человечество.

Эти мысли очень актуальны в этом месяце, когда мы готовимся к Торжеству Христа Царя. Наш Отец спрашивает всех и каждого: «Где Царь? Где Христос, по образу Которого Святой Дух хочет сотворить наши души? Его нельзя найти в гордыне, что отделяет нас от Бога, или в недостатке милосердия, который отдаляет нас от других. В этом Христос пребывать не может, ибо там человек пребывает один»[ii]. Бог хочет царствовать, прежде всего, в наших мыслях, словах и поступках. «Но что бы мы ответили, – продолжает Отец, – если бы Он спросил нас: «А ты? Позволяешь ли ты Мне царствовать в твоем сердце?» Я бы ответил Ему, что для этого я нуждаюсь в избытке Его благодати. Только тогда всякое дыхание, всякое биение сердца, даже беглый взгляд, даже самое обычное слово, самое простое ощущение – все во мне станет осанной моему Христу Царю»[iii].

Когда молимся Отче наш, мы просим о пришествии Царства Божьего: adveniat regnum tuum[iv]. Несмотря на то, что, как мы знаем, оно уже присутствует в мире: regnum Dei intra vos est[v] , Царство Божие внутри вас есть, – оно по-прежнему должно быть явлено во всей полноте. По словам нашего Господа, это Царство рассматривается как семя, которое прорастает в поле в тишине – пшеница вместе с плевелами, посеянными врагом, и как закваска, которая превращает тесто в хлеб. С помощью этих притч Иисус объясняет характеристики Царства Божьего на протяжении всех этапов истории, и нашего тоже. И потому что Его Царство не от мира сего[vi], оно не может быть видимым и явленным в шуме и криках, хотя оно реально присутствует на земле и будет продолжать возрастать до Его славного пришествия в конце времен.

«Работа Христа всегда тиха, не похожа на театральное представление. Великое дерево истинной жизни растет в смирении бытия Церкви, в жизни Евангелием каждый день. Именно в этих скромных начинаниях Господь поддерживает нас, чтобы в скромности и покорности Церкви, в бедности и простоте нашей христианской жизни мы могли увидеть Его присутствие и таким образом имели мужество пойти Ему навстречу и сделать Его любовь, эту силу мира и истинной жизни, видимой и действующей на нашей земле»[vii]. Хотя история не испытывает недостатка в событиях, утверждающих обратное, это Божий способ действия, которым Он хочет осуществить Свой план спасения «с уважением к нашей свободе, так как любовь по своей природе не может быть навязана. Поэтому Церковь во Христе – место для уютной и посреднической Божьей любви. С этой точки зрения ясно, что святость Церкви и ее миссионерский характер – две стороны одной медали: только потому, что она является святой, то есть наполненной божественной любовью, Церковь может выполнять свою миссию, и именно поэтому Бог избрал ее и освятил как Свою собственную».[viii]

Христос – Царь вселенной через Его воплощение и триумф на кресте.[ix] Префация к Торжеству предлагает нам некоторые характеристики этого Царства: Царство истины и жизни, царство святости и благодати, царство справедливости, любви и мира[x]. Мы находим в этих словах признаки триумфа Христа, когда души послушны действию Святого Духа; они могут помочь нам подготовиться к этому великому празднику, когда мы обновим посвящение Опус Деи Святейшему и Милосерднейшему Сердцу Иисуса.

Царство правды и жизни. Иисус сказал Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего[xi]. Римский прокуратор не хотел слушать слов Иисуса: Quid est veritas?[xii] Что есть истина? Он ответил с презрением, повернувшись спиной к Иисусу. Сегодня то же самое происходит во многих местах. Часто люди, к сожалению, отвергают Истину; они отказываются признавать, что только Христос есть Путь, Истина и Жизнь[xiii], и остаются во тьме греха.

Давайте загладим величайшее зло, которое может постигнуть существо, – добровольное отречение от Истины и Жизни, которая есть Христос, ибо сердце твердеет в зле и препятствует действию целебной благодати Утешителя. Папа Иоанн Павел II писал, что действие Святого Духа «встречает у человека в этом состоянии внутреннее сопротивление, как бы непроницаемость совести, это состояние души, которое можно описать как фиксированное по причине свободного выбора... в наше время это отношение ума и сердца, пожалуй, отражено в потере чувства греха... и эта потеря идет рука об руку с «потерей чувства Бога».[xiv]

Но давайте также учитывать, что Божья сила бесконечно больше, чем тирания греха. Мы не можем допустить даже вспышки разочарования при виде того, как много вокруг нас забвения Бога и презрения к Его заповедям. Давайте просить Троицу, чтобы этот вакуум не влиял на нас. Давайте усерднее обращаться за помощью к силе Святого Духа, чтобы разоблачить грех и пробудить раскаяние в сердцах. Он, – как говорит Господь, – обличит мир о грехе и о правде и о суде[xv]. Наша вера убеждает нас, что Бог послал Сына Своего в мир, не чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него[xvi]. Таким образом, как писал Святой Иоанн Павел II, «убеждение о грехе и праведности имеет своей целью спасение мира, спасение людей».[xvii]

Святой Хосемария показал нам правильный путь, как сделать Царство Христа реальностью, несмотря на препятствия: «Все вы знаете, что в жизни мира и в жизни Церкви есть трудности, и эти трудности требуют, чтобы все мы вели себя лучше, чтобы мы были более верными. В эти моменты нелояльности наш Господь ожидает от каждого, от каждого из вас и от меня, верности и любви. Мы должны сохранять спокойствие. Все неспокойные воды утихнут, отбросы уйдут на дно и вода станет чистой и питьевой. И горы, которые, кажется, окружают нас и закрывают горизонт, упадут: montes sicut cera fluxerunt a facie Domini (Пс 96[97]: 5) Писание говорит, что горы, как будто сделанные из воска, будут уничтожены по воле Божией, поскольку воля Божья переполнена любовью и милосердием. Misericordia Domini, plena est terra (Пс 32[33]: 5), земля полна милости Божией. Наш Господь любит каждого из вас и меня очень сильно, но Он будет любить нас больше, если мы любим Церковь, которая является нашей Матерью и которая страдает».[xviii]

Царство святости и благодати. Это еще одна характерная черта Божьего Царства, следствие жизни рядом с Христом – Истиной и Жизнью. Благодаря действию Духа Святого в Крещении христианин становится чадом Божьим, и в других таинствах, особенно в Евхаристии, мы соединяемся все более тесно в сотрудничестве со Христом, пока не сможем сказать словами апостола Павла: и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня[xix]. В этих словах видно уважение к конкретным характеристикам каждого человека: «Вы должны быть разными, как святые, ведь они были совсем не похожи друг на друга. Вы должны быть одинаковыми, как святые, ведь они не были бы святыми, не уподобься каждый из них Христу»[xx].

Сегодняшний праздник, Торжество Всех Святых, показывает нам замечательное единство и разнообразие, свойственное христианской жизни. Беатификации дона Альваро и Павла VI, несколько дней назад, также обнаруживают чудесное действие Бога, Который освящает Своих детей для славы Божией и блага Церкви. «Евангельская радость такова, что никто и ничто не смогут ее отнять (ср. Ин 16, 22). Зло, присутствующее в мире – и в Церкви – не должно становиться оправданием, когда уменьшается наша вовлеченность и наше рвение. Давайте смотреть на нее как на вызов, который может помочь нам расти. Глазами веры мы можем видеть свет, который Святой Дух всегда излучает во тьме... Наша вера призвана увидеть, что вода может стать вином, открыть, что пшеница растет среди плевел. Спустя пятьдесят лет после Второго Ватиканского Собора мы огорчены бедами нашего времени и далеко не наивно оптимистичны, однако тот факт, что мы более реалистичны, не должен означать, что мы немного меньше доверяем Святому Духу или менее щедры»[xxi].

Эта несомненность веры освещает темноту, что, как порой кажется, сгущается над человечеством. Бог сильнее! Он, в Своей бесконечной мудрости и силе, способен извлечь добро из зла. Поэтому вера лежит в основе сверхъестественного оптимизма, который так важен и который должен быть всегда источником для действий христианина. Святой Дух – действительно наш Утешитель, наш заступник и защитник в истинном значении этих слов.

Когда Царствие Божие укореняется в глубинах наших душ, то, что провозглашает префация к Мессе на Торжество Христа Царя, становится реальностью: в нашем личном апостольстве показывается царство справедливости, любви и мира. Из сердца христианина исходит справедливость и милосердие, которое распространяется на других и наполняет окружающих. И дети Божьи (мы хорошо знаем об этом даре) становятся «сеятелями мира и радости», по словам нашего основателя.

Завтра мы будем отмечать память всех усопших верных. Давайте быть щедрыми в нашей молитве, прежде всего во время Святой Мессы, прося о душах в Чистилище, особенно о тех, кто наиболее в этом нуждается. Я всегда вдохновляюсь, когда думаю о том, с какой любовью наш отец обращал внимание на всех, кто опередил нас на земном пути: на его дочерей и сыновей, его родителей, братьев и сестер и, с той же привязанностью, на членов наших семей и на все души в чистилище, на его «хороших друзей». Чувствовалась его уверенность, что vita mutatur, non tollitur[xxii] – жизнь меняется, но не теряется для тех, кто следовал за Господом.

Я рад сообщить вам, что третьего числа этого месяца я буду в Москве: начиная с этого момента, сопровождайте меня в этой поездке вашей молитвой. А в субботу, 8-го, я буду управлять диаконическим рукоположением тридцати двух ваших братьев. Давайте молиться за них, чтобы они были святыми, и за всех служителей Церкви, от Папы до самого недавнего рукоположенного, любя каждого из них. На 28-летнюю годовщину присвоения Делу статуса персональной Прелатуры давайте особенно благодарить Пресвятую Троицу за окончательное утверждение канонической конфигурации Опус Деи, этой «маленькой части Церкви», которой являемся мы, священники и миряне, и которая так облегчает наше служение всей Церкви и душам.

Продолжайте молиться за плоды недавнего внеочередного Архиерейского Синода и за все мои намерения.

Со всей любовью, вас благословляет
Ваш Отец
+ Хавьер

Рим, 1 ноября 2014 года


[i] Мк 16:15

[ii] Св. Хосемария, Христос проходит рядом №31

[iii] Там же, №181

[iv] Мф 6:10

[v] Лк 17:21

[vi] Ин 18:36

[vii] Проповедь Бенедикта XVI, 15 июня 2008

[viii] Там же

[ix] Папа Пий XI, Энциклика Quas primas,11 декабря 1925

[x] Римский канон, Торжество Христа Царя, Префация

[xi] Ин 18:37

[xii] Ин 18:38

[xiii] Ин 14:6

[xiv] Св. Иоанн Павел II, ЭнцикликаDominum et Vivificantem, 18 мая 1986, №47

[xv] Ин 16:8

[xvi] Ин 3:17

[xvii] Св. Иоанн Павел II, ЭнцикликаDominum et Vivificantem, 18 мая 1986, №27

[xviii] Св. Хосемария, Записки из семейной встречи, 11 ноября 1972 года

[xix] Гал 2:20

[xx] Св. Хосемария, Путь, №947

[xxi] Папа Франциск, Evangelii gaudium, 24 ноября 2013, №84

[xxii] Римский канон, Первая префация за умерших